Богослужение

Под богослужением, или литургией,подразумевается как вся совокупность культовых действий, совершаемых в Церкви (общинно или индивидуально, но от лица Народа Божия: само греческое слово «Leitourgia» означает «служение народа» или «служение для народа»), так и отдельный церковный обряд (в последнем случае – если речь идет о законченном обрядовом действии, а не о его части – уместно применять слово «служба»). Слово «литургия» является составной частью названий отдельных частей тех или иных богослужений.

Примечание: Не следует путать «литургию» с «Божественной Литургией» (см. ниже). Сам процесс совершения богослужения называется «священнодействием»; впрочем, это слово может также использоваться в значении отдельного богослужения.

Центром литургической жизни Церкви является [Святая] Месса* , илиБожественная Литургия, – полное евхаристическое богослужение, т.е. такое богослужение, во время которого совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а также Причащение.

В Страстную Пятницу, когда не положено совершать полное евхаристическое богослужение, служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой не пресуществляются Святые Дары, а духовенство и миряне причащаются Тела Христова, освященного на Мессе накануне.

 

Другие виды богослужений

Помимо Божественной Литургии, Литургии Часов, обрядов таинств и священнодейственных обрядов существуют некоторые другие виды богослужений. Некоторые из них не имеют строго устоявшейся формы, могут содержать немало импровизированных элементов и включать в себя различные обряды и молитвы. К их числу относятся бдения – длительные молитвенные собрания верных, во время которых могут совершаться молитвы и духовные размышления, читаться и толковаться фрагменты Священного Писания, петься различные духовные песнопения; в бдение могут быть также включены службы Часов и Месса. Бдения бывают по меньшей мере двух видов: всенощное бдение совершается в течение всей ночи (например, на Рождество, в Пятидесятницу или в одну из ночей Страстной Недели), а дневное – днем.

Весьма распространенным видом молитвы, которая может с некоторыми дополнениями образовывать своего рода богослужение, является литания.Литания представляет собой серию молитвенных призываний, перемежающихся одинаковыми или сходными ответами. Существуют совсем краткие литании, две из которых входят в текст Мессы: это “Господи, помилуй” и “Агнец Божий”. Из числа больших литаний наиболее известными являются Литании Имени Иисуса, Сердцу Иисуса, Крови Христовой, Пресвятой Богородице (именуемая Литанией Лоретанской), святому Иосифу, всем святым.

imagewrapДругой не менее известный в католическом мире вид молитвы, также, подобно литаниям, способный быть как индивидуальной молитвой, так и общественным богослужением, – Розарий, представляющий собой повторяющееся с определенной периодичностью чтение ряда молитвенных и иных текстов (основу составляет молитва “Радуйся, Мария”), которое соединяется с последовательным размышлением о различных тайнах земной жизни и небесной славы Христа и Богородицы (в контексте чтения Розария эти тайны именуются тайнами Розария). Розарий читается почеткам, с помощью которых удобно отсчитывать нужное количество положенных молитв. По четкам традиционного вида прочитывается один круг Розария. Как правило чтение Розария ограничивается только одним кругом, включающим в себя пять тайн Розария: это могут быть радостные тайны, скорбные тайны или славные тайны. Полный Розарий, таким образом, состоит из трех кругов. (О том, что это за тайны и как следует читать Розарий, можно прочесть в некоторых из католических молитвенников, опубликованных на русском языке – напр., в молитвеннике “К Тебе взываю”, опубликованном издательством “Истина и Жизнь”).

DSC_0096Еще одним из видов молитвы, соединенной с медитацией, широко распространенным в Католической Церкви, является Крестный Путь. Он также может быть и личной молитвой, совершаемой наедине (дома или в храме), и общественным богослужением. В Крестном Пути верующие мысленно сопутствуют Господу Иисусу Христу в Его спасительных страстях и смерти, следуя четырнадцати эпизодам истории страстей (известным из Евангелий и церковного предания): эти эпизоды называются стояниями Крестного Пути, – поскольку традиционно во время Крестного Пути верующие обходят 14 изображений (как правило, располагающихся по внутреннему периметру храма), останавливаясь для медитации и молитвы у каждого из них.

Литургически совершаемый Крестный Путь является одним из многочисленных в Католической Церкви видов процессий (во время них движение верующих тоже может прерываться стояниями для молитвы, чтения Священного Писания и размышления). Торжественная процессия называется также крестным ходом.

Иногда в приходах и общинах устраиваются новенны, или девятидневные моления (молитвы определенного характера на протяжении девяти дней, подобно девятидневному молитвенному бодрствованию апостолов по вознесении Иисуса в ожидании обещанного Святого Духа).

То, с каким намерением совершается молитва или богослужение (например, Месса), называется молитвенным намерением, или интенцией: это может быть благодарение Богу (в целом или конкретно за что-то), прошение о ком-то (определенном человеке или группе людей) или о чем-то (о здравии, об исцелении больного, о упокоении усопшего, об урожае, о прекращении войны и т.п); зачастую интенция молитвы, Мессы или иного богослужения объявляется заранее. Содержание отдельных молитвенных ходатайств (к примеру, на Молитве верных) называется молитвенным прошением.

Места, предназначенные для богослужения; их структура и отдельные элементы.

Примечание: Следует учитывать отличие устройства храмов, построенных или перестроенных после литургической реформы II Ватиканского Собора, и храмов, сохранивших дореформенный интерьер. Прежде всего это отличие было обусловлено рекомендацией служить Мессу лицом к народу, что потребовало изменения формы алтаря и его расположения.

алтарная преграда – невысокая преграда, отделяющая пресвитерий от остального пространства храма.

алтарная сень, надалтарная сень – на алтарях старого типа – навес на четырех колоннах над дарохранительницей.

алтарь, престол – стол (до литургической реформы сер. ХХ в. имевший довольно сложную форму), предназначенный для некоторых важнейших священнодействий, прежде всего – Евхаристии: именно него возлагаются хлеб и вино, которые во время Мессы пресуществляются в Тело и Кровь Христа.

амвон – место (зачастую на некотором возвышении) непосредственно у алтаря или в алтарной части храма с подставкой для книг. С амвона читается Священное Писание, произносится проповедь, а также ведутся некоторые части богослужений.

вотивная доска, таблица – доска или таблица, установленная в храме частным лицом или группой людей по обету (обычно содержит упоминание имени этого лица, посвящение Господу, Богородице или кому-то из святых, а также упоминание ситуации – например, исцеление от болезни и т.п.). Бывают также вотивныеизображения, установленные в храме также по обету. (Взамен этого слова – довольно неблагозвучного, хотя и усвоенного русским искусствоведением, – можно говорить: доска, таблица, изображение по обету).

дарохранительница – место, где постоянно хранится освященный Хлеб – Тело Христово. Будучи местом реального присутствия Самого Христа, д. по праву почитается живым сердцем храма. Входя в храм, верующие воздают поклонение Христу, преклоняя колени перед Ним, сокрытым под видом Хлеба в дарохранительнице. В храмах, сохранивших дореформенный облик алтарной части, д. находится в центре алтаря, представляя собой своего рода шкаф с дверцей (или дверцами). В новое время в храмах и часовнях дарохранительница может быть нишей с дверцей в стене алтарной части храма или шкатулкой, крепящейся в пресвитерии на стене или колонне, либо стоящей непосредственно на алтаре.

исповедальня – место или помещение для исповеди. Традиционная исповедальня представляет собой деревянную кабину с сидением для священника, по обе стороны которого – закрывающиеся окошки, занавешенные, как правило, непрозрачной сеткой; у каждого окошка с внешней стороны – место (обычно частично или полностью отгороженное от окружающего пространства) для исповедующегося, который коленопреклоненно совершает исповедание грехов. Подобное устройство исповедальни позволяет, с одной стороны, сохранять инкогнито исповеди, а с другой, способствует ощущению исповедания грехов Богу, а не священнику, который только свидетель исповеди. Исповедальней может считаться и простая маленькая перегородка, по одну сторону которой садится священник, а по другую встает на колени исповедующийся. В последнее время все чаще в храмах устаиваются отдельные комнаты для исповеди, которая, по желанию исповедующегося и согласию священника, может проходить сидя лицом к лицу; к такой комнате также вполне применимо слово “исповедальня”.

кафедра – в храмах, сохранивших дореформенный облик, возвышение в алтарной части либо в примыкающей к пресвитерию части центрального нефа (см.) для проповеди; имеет вид небольшого балкона с ведущей к нему лестницей.

кафедральный собор – главный храм епархии, в котором находится кафедра епископа (см. ниже).

крещальня – помещение для крещения.

молитвенная скамейка – скамья для коленопреклонений.

неф – продольное пространство в храме. Наиболее традиционная структура храма – трехнефная. В таком случае центральный из нефов называется главным нефом (он завершается пресвитерием), а нефы по обе стороны от него – боковыми нефами. Как правило, главный неф отличается от боковых большей длиной и большей высотой потолка. Главный неф часто бывает отделен от боковых колоннами или арками. Боковой неф, в котором есть алтарь (при наличии основного алтаря в главном нефе) называется приделом.

предстоятельское место, место предстоятеля, – сидение, на котором восседает во время богослужения предстоятель (священник, возглавляющий это богослужение).

пресвитерий, алтарная часть [храма] – та часть храма, в которой во время богослужения находится духовенство. В алтарной части храма установлен алтарь.

притвор – передняя часть храма, находящаяся, как правило, в прямо противоположном пресвитерию его конце.

реликварий – сосуд, шкатулка или саркофаг, в котором находятся почитаемые верующими реликвии: мощи (кости) святых, принадлежавшие святым вещи и др.; реликварий, содержащий именно мощи святых, может называться также «мощехранительницей».

ризница – комната вблизи пресвитерия для подготовки духовенства и алтарников к богослужению, а также хранения богослужебных облачений, книг и предметов утвари. (Следует избегать замены этого слова, веками существовавшего в русском языке, латинским “сакристия”, которое вдобавок нередко искажается “закристия”, “закристье” и т.п. Впрочем, забавно, что кое-где это слово видоизменилось благодаря народной этимологии: так, некоторые произносят его как “закрестье” и даже “захристье” – вероятно, имея в виду то, что на алтаре пребывает крест или Христос, а ризница где-то позади).

сакрарий – непопираемое место в храме или близ него для захоронения частиц и остатков священных предметов и веществ (например, евхаристического Хлеба и Вина).

святыня – нечто, почитаемое верующими: храм, священное изображение, гробница святого, реликварий, место, где совершилось чудо, и т.п.

сосуд с освященной водой, кропильница – сосуд при входе в храм, из которого верующие окропляют себя освященной водой (“кропильницей” называется также переносной сосуд с освященной водой, в который священнослужитель при окроплении народа или тех или иных предметов окунает кропило).

трон епископа, кафедра епископа – в кафедральном соборе кресло, на котором восседает епископ во время богослужения. (Кафедрой епископа называют также город, в котором находится кафедральный собор данной епархии и резиденция правящего епископа).

хоры – балкон (обычно, над притвором), на котором располагается хор.

храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда «храмом» может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить: «верхний храм», «нижний храм». Помещение с алтарем в подвальной части храма имеет особое название: «крипта«.

часовня, капелла – обособленное помещение в храме, а также в некультовом здании (семинария, монашеский и даже частный дом) для богослужений или молитвы.

 

Жесты

Перечислим важнейшие из жестов (включая различные положения тела), используемые в латинском обряде во время богослужений и при молитве относятся (в каждом из случаев в скобках указаны глагольные конструкции, посредством которых передается соответствующее действие):

  • крестное знамение (совершить крестное знамение, сотворить крестное знамение, осенить себя, или кого-либо, или что-либо крестным знамением); малое крестное знамение, т. е. знак креста большим пальцем, в частности, осенение подобным образом лба, губ и груди перед началом чтения Евангелия в знак готовности внимать ему умом и сердцем и возвещать устами;
  • коленопреклонение (преклонить колени или колено);
  • приклонение головы (приклонить голову);
  • поклон (поклониться, совершить поклон, сотворить поклон);
  • простирание ниц (простираться / простереться ниц), например, рукополагаемого перед моментом рукоположения или предстоятеля в начале Литургии Преждеосвященных Даров в Страстную Пятницу;
  • биение себя в грудь (ударять себя в грудь), например, при Обряде покаяния в начале Мессы.
  • Элементом многих священнодействий является совершаемое предстоятелем или одним из служителей при помощи кадила или кадильницы(см. раздел “Литургическая утварь”) каждениe.
Видео храма

×