Католическое церковное и литургическое облачение 

облачения (одежда) используемая и носящаяся только представителями духовенства Римско-католической церкви. Различают церковное, то есть то которое носится повседневно и литургическое, которое носится только во время литургии.

До Второго Ватиканского Собора католическое облачение отличалось большой пышностью, после его окончания пышность заметно сократилась, но среди католиков-традиционалистов сохраняются пышные литургические облачения.

Различают облачения рядовых священников, епископов, кардиналов и папы.

Литургическое облачение католического священника совершается обычно в следующей последовательности:

  • Священник в сутане надевает амикт, покрывающий плечи и шею. Возлагая Амикт, священник произносит: «Возложи, о Господь, шлем спасения на голову мою, дабы мог я противостоять нападениям диавола».
  • Поверх сутаны и амикта священник надевает альбу, говоря при этом: «Обели меня, О Господь, и очисть сердце моё; дабы, обелённый в Крови Агнца, мог я заслужить награду вечную».
  • Альбу священник препоясывает вервием. При этом произносится: «Препояшь меня, о Господь, вервием чистоты, и погаси в сердце моём пламя вожделения, дабы добродетели воздержания и целомудрия пребывали во мне».
  • На левую руку священник надевает манипул, молясь следующим образом: «Да удостоюсь я, о Господь, нести сноп слёз и скорбей, дабы мог я с радостью обрести награду за труды мои».
  • На шею священник надевает столу. Молитва при этом такова: «Возроди во мне, о Господь, бессмертие моё, которое утратил я через грех моих прародителей и, пусть недостоен я приблизиться к Твоим Священным Таинствам, всё же дозволь мне заслужить радость вечную».
  • Поверх столы надевается казула. При этом совершается моление: «О Господь, рекший „Иго Моё сладко, и бремя Моё легко“, даруй мне нести их так, дабы заслужить милость Твою».

Облачение епископов имеет дополнительные элементы, символизирующие их власть либо подчиненность Папе Римскому.

Церковное облачение

Литургическое облачение

Литургические цвета

Общие для всей Католической церкви римского обряда правила, базирующиеся на использовании пяти основных цветов, установил папа Пий V во второй половине XVI века. Цвета литургических одежд, предписанные миссалом Пия V, употреблялись вплоть до реформы папы Павла VI середины XX века, в ходе которой в правила было внесено несколько изменений. Так, цвет процессии праздника Входа Господня в Иерусалим изменился с фиолетового на красный и чёрный цвет службы Страстной пятницы также на красный.

Таблица литургических цветов римского обряда

Цвет Обязательно Факультативно
Зелёный
  • Рядовое время
Фиолетовый
  • Третье воскресенье Адвента
  • Четвёртое воскресенье Великого поста
  • День поминовения усопших (2 ноября)
  • Месса за усопших
Белый
Красный
Чёрный
  • День поминовения усопших (2 ноября)
  • Месса за усопших
Розовый
  • Третье воскресенье Адвента
  • Четвёртое воскресенье Великого поста
Голубой
  • Праздники, посвящённые Богоматери в некоторых епархиях
Видео храма

×