ОРГАН

DSC_0448Орган, находящийся ныне на хорах нашего собора, является характерным образцом английского романтического органостроения его лучшего периода, охватывающего вторую половину XIX и начало XX веков. В истории европейского органостроения английская школа образовала самостоятельное художественное явление. Её инструменты по подбору регистров, звучанию и внешнему виду заметно отличались от континентальных. Английские органы редко попадали в Россию в прошлом, а к началу XXI века представлены в стране лишь пятью экземплярами.

Первые из них стали появляться в Петербурге с середины XVIII века преимущественно в виде небольших дворцовых позитивов или модных органов-часов. Достаточно крупные инструменты были возведены только в XIX веке для ряда протестантских (английских и американских) церквей российской империи. К сожалению, из этих органов, установленных в Петербурге, Кронштадте, Риге, Москве, до нашего времени сохранился только один инструмент англиканской церкви Санкт-Петербурга. Ещё четыре старых органа были доставлены из Англии в Россию в 90ых годах XX века. В их число входит и орган католического Успенского собора.

Первый орган для нашего храма был заказан в Германии у фирмы «Валькер» (Людвигсбург) и в сентябре 1872 г. доставлен морем в российскую столицу. Монтаж и сборка инструмента по экономическим соображениям были поручены не представителям фирмы, а петербургскому органному мастеру Лукасу, который до января 1873 г. выполнил все работы и в дальнейшем обслуживал этот орган. Новый инструмент имел 23 регистра, два мануала, педаль, механическую трактуру и 1380 звучащих труб. Орган прослужил 58 лет до окончательного закрытия храма коммунистическими властями в 1930 году, когда он, вероятно, был демонтирован и уничтожен подобно многим другим церковным органам города. Представить себе качество и характер звучания этого инструмента возможно только по сохранившимся аналогам. Почти идентичный валькеровский орган, построенный в тот же период и лишь на один регистр отличающийся по диспозиции и размерам от Успенского, сохранился в костёле города Рокишкиса (Литва).

После возвращения здания храма католической общине и восстановления его внутреннего объёма, сразу же был получен в подарок орган от католического прихода Доброго Пастыря из местечка Митолмройд в Йоркшире, где он стоял несколько лет без использования в закрытой церкви. За четверть века до того католики приобрели орган у общины баптистов, для которых инструмент был построен мастером Томасом Хьюзом в начале XX века. На старой табличке, находящейся над клавиатурами, указано: «THOS E. HUGHES. Manningham organ works BRADFORD». Согласно ответу BIOS (Британского института органных исследований), мастерская Т. Хьюза существовала в районе Мэнингхэм в Брадфорде лишь в период 1905-1906 гг. Эти годы, вероятно, и следует считать временем создания органа.

В ноябре 1996 года его доставили в Петербург из Англии в разобранном виде. Ящики с деталями органа подняли лебёдками на хоры, где в кратчайшие сроки был произведён монтаж конструкций (мастера: Дэвид Роудс и Анатолий Погодин). К Рождеству 1996 г. орган вошёл в строй, а первый концерт на нём состоялся весной 1997 года, после завершения ремонта вышедших от времени из строя язычковых труб регистра Oboe 8’, требовавших долгих и кропотливых работ. К сожалению, небольшой старинный инструмент, оказался непропорционально мал по размерам и для хоров и в целом для зала, достигающего 45 метровой длины и 14 высоты.

organ1Первоначально орган имел 9 регистров, распределённых между двумя мануалами и педалью. При ремонте инструмента в 1980 году мастер М. Флетчер дополнил первый мануал регистром Fifteenth 2’. Небольшое, по меркам нашего времени, число в 8 – 12 голосов было самым распространённым у органов сельских церквей. Они большой частью устанавливались внизу у алтаря или поблизости, так как более половины небольших, приземистых храмов Англии, выстроенные ещё в средневековье, а также подражавшие им архитектурно викторианские церкви не имеют в интерьере хоров над входом. Этот фактор повлиял на местоположение инструментов, их конструкцию и относительно скромные размеры. Но звучание этих органов отличает солидность и массивность из-за преобладания восьмифутовых регистров, что объяснялось их основной функцией – сопровождать пение прихожан. Бурный рост промышленности, городов и населения Англии второй половины XIX века привели к волне строительства новых храмов, что в свою очередь, вызвало рост числа заказов в органостроении. Возникло множество новых мастерских, часто небольших, закупавших готовые трубы и детали хорошего качества, изготовленные промышленным способом на крупных органных фирмах. Это в полной мере относится к мастерской Томаса Хьюза.

Регистры англичане интонировали ярко, трубы делались широкомензурными. Даже наиболее узкие из них (штрайхеры) на порядок шире аналогичных континентальных, что хорошо демонстрирует Geigenprincipal 8’– один из самых красивых голосов Успенского органа. К особенностям английского органостроения можно отнести стремление снабдить язычковыми регистрами маленькие инструменты. Диспонированный на II мануале Oboe 8’ (Гобой), негромкий, но возможно, лучший среди аналогов в других органах Петербурга.

По техническому оснащению английские органы рубежа XIX-XX веков значительно превосходят континентальные. Даже самые небольшие инструменты оснащены устройством Tremolo, швеллером (специальными жалюзи, регулирующими громкость звучания), полным набором копул, позволяющих соединять регистры разных клавиатур друг с другом и педалью. Инструмент имеет готовые комбинации регистров, диапазон мануалов в 5 октав, как у современных концертных органов, вогнутую педаль радиальной («веерообразной») формы.

Успенский католический собор Петербурга имеет весьма впечатляющие размеры и прекрасную акустику с очень значительным временем реверберации. Несмотря на небольшие размеры орган звучит в нём красиво и многообразно, но, к сожалению, недостаточно мощно, что делается заметным в крупные праздники, когда собор максимально заполняется людьми. Строительство нового органа по финансовым причинам недоступно приходу. На сегодняшний день эта сумма от 800 тысяч до одного миллиона евро. И приходится утешаться тем, что старинный английский орган представляет собой ценный исторический памятник весьма высокого художественного уровня.

Число труб в органе – 573, из них576 звучащих и 6 декоративных. Самая длинная – 2 м87 см, самая маленькая – 18,9 см, из которых звучащая часть – 1,2 см. Большинство труб изготовлено из «органного металла» (сплав олова и свинца), 29 труб фасада выполнены из цинка, 66 труб – деревянные. Высота корпуса – 4,2 м, общий вес – 3 тонны. Тип органа – английский романтический.

Диспозиция органа: 1905 T.Hughes

Schleifladen, Механическая трактура.

Fifteenth 2′ (pneumatic)

1.Open Diapason 8′

2.Stopped Diapason 8′

3.Dulciana 8′

4.Principal 4′

5.Fifteenth 2′ (pneumatic)

II Manual Swell ( C-c4)

6. Geigenprincipal 8′

7. Salicional 8′

8. Gemshorn 4′

9. Oboe 8′

Swelloctaves (super) II

Tremolo II

Pedal ( C-f1)

10. Bourdon 16′

Малый орган в часовне

 DSC03151Небольшой инструмент был построен петербургским органным мастером Павлом Чилиным в 1996 году для музыкальной школы в городе Гатчина, позже его перевезли в Петербург и установили в музыкальной школе при консерватории, где орган находился ещё несколько лет.

Так как учебные заведения не выкупили орган у мастера, в 2006-2007 годах им не пользовались и инструмент находился не в лучшем виде, поэтому владельцем органа (Павлом Чилиным) было принято решение, передать его в пользование католического прихода Успения.

В ноябре 2007 года орган был перенесён в Успенский собор и собран в часовне Остробрамской Богоматери. Из-за акустических свойств помещения орган был отремонтирован и полностью переинтонирован.

DSC03141Орган имеет два мануала, педаль и 236 труб из металла и дерева, поделённых на 5 регистров. Тип органа – немецкий барочный.

РАСПИСАНИЕ КОНЦЕРТОВ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

 концерт

дата

время

Видео храма

×