Вспоминаем об учениках Христовых в декабре

День святой Варвары Святая великомученица Варвара 4 декабря

4 декабря в католическом литургическом календаре отмечается День святой Варвары (St. Varvara’s Day), с именем которой связана красивая легенда. Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила она с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование Максимиана Галерия (305—311). Она рано лишилась матери и была окружена прислугой, среди которой было немало христиан. Когда Диоскор узнал, что его любимая дочь тайком от отца стала христианкой, гневу отца не было предела. Девушка была затворена в башне, пристроенной к его дому. Все попытки принудить Варвару отказаться от христианской веры, снова поклоняясь языческим богам, были отвергнуты. Однажды Диоскор в ярости выхватил меч и хотел ударить им Варвару, но она бросилась бежать. Диоскор стал догонять ее, но дорогу Варваре преградила гора. Тогда девушка обратилась к Богу за помощью. Гора расступилась, и она вошла в расселину, по которой вышла на вершину горы. Там Варвара укрылась в пещере (с тех пор святая Варвара считается покровительницей горняков). Однако, скала не могла долго скрывать девушку. Диоскор нашел дочь с помощью пастуха и жестоко избил ее. Закрыв Варвару в небольшой темной комнате, он стал морить ее голодом и жаждой, чтобы заставить отречься от христианской веры. Не добившись этого, он предал свою дочь в руки правителя Мартиана, гонителя христиан. Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя ее непреклонность, отдал на истязания. Бог покарал мучителей Варвары: Диоскор и Мартиан погибли от удара молнии. В 6 веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. В эпоху средневековья великомученица Варвара почиталась как одна из 14 святых помощников господних и как небесная посредница «счастливого» смертного часа. Немалое количество великолепнейших изображений этой великомученицы можно увидеть среди коллекции Национальной галереи средневекового искусства в Анежском монастыре. Отличительный знак образа святой Варвары — непременное присутствие на изображениях башенки и горы. Если вспомнить древнюю русскую историю, дочь византийского императора Алексия I Комнина (1081-1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Святополком Изяславовичем (во святом Крещении Михаилом), привезла с собой в Киев в 1108 году мощи святой великомученицы Варвары, где они и ныне почивают во Владимирском соборе. 

________________________________________________________________________________________________________

3 декабря — память святого Франциска Ксаверия

Ранним утром 15 августа 1534 года семеро студентов богословского факультета Сорбонны:  Игнатий де Лойола, Франциск Ксаверий, Петр Фабер, Яков Лайнес, Альфонс Сальмерон, Николай Альфонс Бобадилья и Симон Родригес поднялись на Монмартр, чтобы в капелле Мучеников, построенной на месте смерти первого епископа Парижа Дионисия, принести друг перед другом обеты целомудрия и бедности и обет совершить, если это будет угодно Богу, паломничество в Святую Землю, а если это окажется невозможным, отправиться в Рим и полностью предать себя в руки Римского Первосвященника «для всякой миссии среди верных или неверных». Пётр Фабер, к тому времени уже священник, отслужил мессу.

3 декабря 2012г. - память святого Франциска КсаверияСемеро молодых людей стали друзьями задолго до этого дня — их сближала любовь к евангельской бедности, желание подражать Христу и следовать за Ним, тревога за судьбу Церкви. Принесённые ими обеты позднее дали начало новому монашескому ордену, получившему название Общества Иисуса;  они выполнили всё, что обещали Богу тем парижским утром, а один из семерых, Франциск Ксаверий, стал известен всему христианскому миру как величайший миссионер, обративший целые народы и распространивший христианство далеко на Восток.

Франциск Ксаверий родился в Наварре в замке Хавьер, родовом гнезде своей семьи 7 апреля 1506 г. Как и другие юноши знатного происхождения, он мог выбирать между административной, военной и духовной карьерами. Его семья, утратившая значительную часть своего влияния и потерявшая замок и земли в результате войны между Кастилией и Наваррой, решила, что для Франциска, младшего сына, наилучшим выбором будет священство, и в возрасте 19 лет юноша отправился в Париж, где ему предстояло изучать философию и богословие, а затем получить в Памплонской Епархии выгодное место.

  Его соседом в коллегии святой Варвары оказался 37-летний дворянин, как и он, баск по происхождению, Игнатий де Лойола, и эта встреча совершенно перевернула представления честолюбивого молодого человека об успешной духовной карьере, да и о смысле жизни тоже. Позднее святой Игнатий скажет, что Франциск оказался «самым крутым куском теста, который ему случилось перемесить», а сам Франциск, пройдя сорокадневные духовные упражнения под его руководством, будет благодарить Бога за то, что Он дал ему Игнатия, поначалу, как он искренне признавал, показавшемуся ему не слишком приятным.

В начале 1537 г. он вместе с шестью товарищами, давшими обеты в Париже, приехал в Венецию, намереваясь совершить, как и собирался паломничество в Палестину, но война между Турцией и Венецианской республикой сделала исполнение этого обета невозможным. В ожидании рукоположения он начал ухаживать за больными в госпиталях и приютах принадлежащих основанному незадолго до того ордену театинцев, а после того, как 24 июня 1537 его рукоположили во священника, проповедовал покаяние на улицах Болоньи, заботился о больных и заключённых. Его проповеди вызывали живой отклик у местных жителей, но спустя несколько месяцев здоровье и даже жизнь проповедника оказались в серьёзной опасности из-за суровых практик покаяния, которыми он постоянно изнурял своё тело. В ноябре 1537 г. он и шестеро его товарищей идут в Рим, где отдают себя на службу Папе Павлу III. В этот период Франциск обретает необходимый духовный опыт, который довершил обращение, пережитое им в Париже, благодаря встрече со святым Игнатием. Он проводит много времени в молитве и духовном общении с ним и пятью парижскими друзьями, вместе они трудятся над созданием нового Ордена. 17 сентября 1540 г. Папа утверждает Устав Общества Иисуса.

Наконец, в 1541 г. представилась возможность приступить к проповеди Слова Божия среди язычников. Король Португалии Жуан III обратился к Игнатию де Лойола с просьбой послать миссионеров в Индийские колонии Португалии. В числе других миссионеров, должен был быть Николас Бомбадилья, но так как он заболел радикулитом и не мог двигаться, его место занял Франциск Ксаверий, одновременно ставший и миссионером и апостольским нунцием в колониальных владениях Португалии. 6 апреля 1542 года он вместе с двумя другими миссионерами-иезуитами и вице-королём Индии Мартином де Соуза отплыл на корабле «Сантьяго» из Лиссабона. В Европу он больше не вернулся, посвятив последующие десять лет своей жизни миссионерским трудам и путешествиям, целью которых было попечение о душах жителей Индии и Дальнего Востока.  
Для того, чтобы понять всю огромность труда, совершённого святым Франциском Ксаверием, необходимо постоянно помнить о реальности, которая сопровождала человека, решившегося оставить привычный мир старой Европы в то время. Расстояния были огромны, достаточно вспомнить, что только плавание из Лиссабона в Гоа заняло тринадцать месяцев. Многие месяцы требовались для того, чтобы переместиться из одной страны в другую даже в пределах одной и той же части света. Тяжким испытанием было и одиночество, невозможность иметь постоянную связь с братьями по ордену, опираться на поддержку духовного отца, так необходимую каждому христианину. Всего пять раз за десять лет Франциск получал известия из ордена. Это было отшельничество, но без тишины и покоя, которые несёт отшельнику жизнь в пустыне. Трижды святой провёл по два года среди тех, к кому были обращены его труды — в Индии (1542-1544), на Молуккских островах (1545-1547) и в Японии (1549-1551). Благодаря миссионерской деятельности Франциска был обращён в христианство народ паравас, живший на восточном берегу южной Индии и король Траванкоре, владения которого располагались на её западном берегу. Одарённый замечательной восприимчивостью к языкам он переводил истины веры, молитвы, духовные песнопения на местные языки и проповедовал так много, что часто терял голос. Чтобы подать пример скромности и смирения своим соотечественникам он предельно ограничил свои потребности и даже ходил босиком, одеваясь в красивую одежду только тогда, когда это было необходимо для поддержания престижа Церкви в глазах местных правителей. За два года более тридцати тысяч жителей Индии приняли Таинство Крещения из его рук.

Безусловно, он был сыном своего времени. Он совмещал пастырские труды с общественной и политической деятельностью, и, как посол короля Португалии и апостольский нунций обладал определённой властью, которую использовал главным образом для того, чтобы ограничивать жадность и беспринципность европейских торговцев. Он считал себя обязанным заботиться не только об обращении язычников, но и о нравственном состоянии тех, кто считал себя христианами. Сегодня принято считать, что Церковь не должна вмешиваться в политику, а многие хотели бы полностью вытеснить её и из социальной и общественной жизни. Общим местом стал некий собирательный образ пронырливого священника эпохи великих открытий, погрязшего в интригах, и мы постоянно забываем, что многочисленные подвижники-миссионеры, отправлявшиеся в Индию, в Новый Свет, на Дальний Восток были единственной силой, сдерживавшей, благодаря авторитету Церкви, алчность и жестокость завоевателей. Он горел желанием спасти от ада все души и потому, стремясь к подлинному и глубокому обращению, тем не менее, не отказывался и от массовых крещений. Его деятельность была отмечена не только успехом, но и потерями, и сопротивлением. Так в 1543 г. он узнал, что шестьсот новообращённых были убиты за то, что отказались возвратиться к языческим верованиям.

После успеха миссии в Индии им были предприняты посещения Цейлона и островов Молуккского архипелага.

Здесь он познакомился с Андзиро, японцем из Кагосимы, специально прибывшим в Малакку, чтобы встретиться с миссионером, о котором он много слышал. Эта встреча предопределила направление следующего путешествия о. Франциска.  Неотложные дела, связанные с миссией в Индии и поездкой в Кантон заняли около полутора лет, а затем 15 августа 1548 г. в сопровождении Андзиро он прибыл в Японию, где первыми принявшими крещение стали сам Андзиро и около ста человек из числа его родственников. В Японии Франциск Ксаверий провёл более двух лет, изучил японский язык, добился приёма у князя Ямагути и получил от него разрешение проповедовать. 

3 декабря 2012г. - память святого Франциска КсаверияОн искренне восхищался нравственными качествами японцев и присущим им чувством чести, называя их «лучшим из всех народов». Результатом его проповеди в Японии стали христианские общины в Хирадо, Ямагути и Бунго. 
Его влёк Китай, средоточие всех знаний Дальнего Востока, несмотря на то, что само нахождение в этой стране европейца было связано с риском немедленно угодить в тюрьму. Попасть туда легально было почти невозможно. Тем не менее, весной 1572 г. святой предпринял попытку отправиться туда, но по ряду обстоятельств был вынужден возвратиться с половины пути. В сентябре 1552 г. он переправился на остров Шанчуань,  где некий контрабандист согласился нелегально доставить его в Китай. Его поездки были полны опасностей и сопряжены с большими физическими усилиями – приходилось преодолевать большие расстояния, пешком или на каботажных судах, выносить зной и холод, голод и жажду, недостаток всего самого необходимого для поддержания жизни, а эта новая обещала стать самой опасной. Однако, планы миссионера не осуществились. За десять лет силы Франциска совершенно истощились. 21 ноября 1552 г. совершив мессу он потерял сознание. Спустя 11 дней, 3 декабря он умер в одинокой хижине на острове Шанчуань, глядя на берег Китая, которого ему не суждено было достигнуть. При нём был только слуга-китаец Антоний, обращённый им в христианство. Умирая, святой несколько раз повторил: «Иисусе Христе, сын Давидов, помилуй меня! Матерь Божия, вспомни обо мне!».

Слуга похоронил его там же, на острове. Позднее тело его, оставшееся нетленным, было перенесено в Малакку, а оттуда в Гоа, где оно покоится и сегодня в базилике Иисуса Милостивого.

Папа Павел V причислил его к лику блаженных 21 октября 1619 г., а 12 марта 1622 г. в один день с Игнатием де Лойола, обратившим его, Папой Григорием XV он был провозглашён святым.

С 1748 г. святой Франциск Ксаверий почитается как покровитель Востока, с 1904 г. как покровитель распространения веры, с 1927 г., вместе со святой Терезой Младенца Иисуса как покровитель миссионеров, памятники ему установлены в Нагасаки, в Гоа, в Малакке, во всех странах, куда он принёс веру во Христа.

______________________________________________________________________________________________________

6 декабря — память святого Николая Мирликийского

Святой Николай Мирликийский«Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева. Если инаковерующим случалось встретиться с ним где-нибудь по дороге и лишь услышать сладчайший его глас, они уходили, отвергшись ереси, в которой с детства возросли, и утвердившись в истинном учении»,- так характеризовал одного из самых любимых и самых почитаемых христианской Церковью святых – Николая, епископа Мир Ликийских, Симеон Метафраст в начале Х века, соединивший в своём жизнеописании этого святого множество устных и письменных свидетельств о его земной жизни, и о чудесах, явленных по его заступничеству после смерти. Впоследствии, именно это сочинение легло в основу жития святого Николая принятого в Восточной Церкви.

На самом деле, доподлинно известно о святом Николае немногое. Он родился во 2-й половине III в городе Патары в Малой Азии в семье почтенных и верующих родителей. Некоторые биографы считали, что он был единственным и поздним ребёнком в семье, усматривая в этом сходство с Иоанном Крестителем. Долгое время считалось, что история сохранила и имена его родителей, однако более поздние исследования неопровержимо доказали, что в церковном предании соединились повествования о двух святых, носивших одно и то же имя, один из которых был епископом Мир Ликийских, а другой — настоятелем Сионского монастыря возле Мир, жившим около VII века. Именно этого последнего родителями и были Епифаний и Нонна.

Оставшись сиротой в молодом возрасте, будущий святой употребил значительное состояние, доставшееся ему от родителей, на добрые и богоугодные дела, вёл аскетический образ жизни и готовился к принятию сана (интересно, что итальянские антропологи, исследовавшие мощи святого Николая с уверенностью утверждали, что этот человек с раннего возраста не ел мяса). Его дядя – епископ рукоположил его в пресвитеры.
Одно из наиболее известных благодеяний, совершенных святым и вошедшим во все его жизнеописания, благодаря которому он сделался не только покровителем девушек на выданье, но и основателем обычая тайно от всех приносить подарки, было, вероятно, совершено им именно в это время. В родном городе Николая разорился некий отец семейства и, доведённый до отчаяния невозможностью прокормить семью, принял решение, не необычное с точки зрения человека поздней античности, но постыдное и ужасное в глазах христианина – торговать своими красавицами дочерьми и, таким образом, зарабатывать пропитание себе и остальным домочадцам. Молодой священник не стал обличать отца девушек и стыдить его за это бесчеловечное и безнравственное решение. Ночью, втайне от всех он бросил в окно дома обедневшего семейства три мешочка золота – приданое для трёх девушек. Благодаря этому милосердному делу не только девушки были спасены от позора, но и очистилась раскаянием душа их бедного отца, который, если бы не случайное совпадение, так и не узнал бы имени своего  благодетеля. Этот эпизод впоследствии был рассказан Данте в «Божественной Комедии».

Предание рассказывает, что когда освободилась епископская кафедра в Мирах, ликийские  епископы долго не могли избрать нового епископа, пока им не было указано на пресвитера Николая в особом знамении. Во время своего епископского служения  Николай боролся с ересями, причём ему, как упоминается в Энкомии (восхвалении), авторство которого приписывается св. Андрею Критскому, удалось обратить маркионитского епископа Феогнита в истинную веру. Другой его задачей было обращение язычников. Проповедь христианства все ещё оставалась опасной и требующей большого мужества, гонения на христиан то стихали, то возобновлялись вновь.

Во время диоклетиановых гонений на христиан святитель Николай подвергся длительному тюремному заключению, во время которого поддерживал и ободрял других узников. Возможно, он подвергался пыткам и истязаниям – современные исследования мощей святого показали, что состояние его костей указывает на длительное пребывание в тёмном и сыром помещении и что нос его был сломан.

Греческие источники называют его в числе участников I Никейского Собора, хотя в восточных списках он и не упоминается.

Защитник веры и бесстрашный свидетель Христа, он заботился не только о духовном, но и о телесном благополучии жителей Мир  — когда городу грозил голод, он позаботился о своевременной доставке хлеба. Предание рассказывает, что некий торговец зерном, уже собравшийся в плавание, увидел во сне епископа, давшего ему несколько золотых монет в задаток за хлеб для Мир. Проснувшись, купец увидел, что держит в руке монеты, увиденные во сне, и направил свой груз туда, куда повелел приснившийся ему святой.

«Деяние о стратилатах», одно из наиболее ранних письменных свидетельств о жизни святого, рассказывает о том, как епископ спас невинно осуждённых на смерть жителей Мир, бросившись к месту казни и остановив руку палача, уже занесённую над головой жертвы. Остановив казнь, святой добился справедливого рассмотрения дела и оправдания невинных. Вскоре произошла ещё одна подобная история – были обвинены в заговоре против императора и приговорены к смерти три константинопольских военачальника. И вновь, благодаря вмешательству епископа Мир, справедливость восторжествовала.

Собор св. Николая в БариСвятой Николай Мирликийский умер в первой половине IV века. Количество чудес, совершенных его заступничеством огромно. И сегодня множество верующих, обратившихся за помощью к святому, свидетельствуют об исцелениях и чудесных спасениях, о примирении враждующих и обретении веры.  Святой был погребён в Мирах, и его мощи, источавшие чудесное миро, которое обладало чудотворной и целительной силой, а также чудеса, происходившие на его могиле, немедленно стали привлекать множество почитателей. В 1087 г., когда Миры уже находились под властью мусульман,  жители итальянского города Бари, снарядив экспедицию, вывезли мощи святого Николая из Мир, что спасло святыню от поругания. Оставшиеся на месте захоронения частицы мощей были позднее вывезены в Венецию.   Сегодня мощи святого Николая покоятся в крипте церкви святого Николая в Бари, где с 1969 года у его могилы совершаются совместные с Православной Церковью богослужения. 

И жизнеописания святого Николая Мирликийского, и многочисленные устные рассказы, передающиеся из уст в уста, обрастая всё новыми и новыми подробностями, нередко превращают фигуру этого великого святого в почти сказочный и даже фольклорный персонаж, создавая образ благостного старичка, который поспешает на помощь всякому, едва ли не с волшебной палочкой вместо епископского посоха и мешком, полным подарков для послушных и не очень послушных детей. Между тем, жизнь его была полна драматических  событий, страданий за веру, молитвы, поста, созерцания и милосердия и  многие из деяний этого святого не отмеченные явным знаком чуда являют нам иные знаки и иные чудеса — чудеса веры, доброты и сострадания, те самые чудеса, совершение которых доступно каждому христианину.

________________________________________________________________________________________________________

7 декабря — память святого Амвросия Медиоланского

Когда во время богослужения Адвента мы поём Conditor alme (Создатель неба звездного),  или Veni, Redemptor gentium (Гряди, Искупитель народов) на Рождественской службе, часто ли нас посещает мысль о человеке, который 1600 лет назад сложил эти прекрасные стихи, сегодня звучащие во множестве церквей мира и наполняющие нас радостью  во славу Божию? 

7 декабря Церковь отмечает память святого Амвросия Медиоланского, епископа и Учителя Церкви, равно почитаемого Восточной и Западной Церковью, богослова,  чудотворца, поэта и музыканта. 

Святой Амвросий родился в городе Августа-Треверорум (сейчас Трир)  в богатой и знатной семье римского гражданина Амвросия Аврелия. Если принимать, как факт, что  отец святого на момент его рождения был префектом Галлии, как утверждают некоторые биографы, а не просто крупным чиновником в администрации этой области Римской империи, как полагают другие, годом его рождения следует считать 339 или 340 гг. Если же опираться на письмо самого Амвросия к Максиму, написанное осенью 387 г., в котором он говорит, что ему теперь 53 года, то время его рождения — осень 334 г. Семья Амвросия, вероятно происходившая из Греции, издавна исповедовала христианство. 

Мученица Сотерия, пострадавшая во время гонений Диоклетиана приходилась ему близкой родственницей, его родная сестра Марцеллина, вместе с подругой Кандидой и её сестрой решившая сохранить девство из любви к Христу, в 353 г. по благословению Папы Либерия присоединилась к числу дев святого Петра. Однако, в соответствии с обычаем откладывать крещение до наступления зрелого возраста, а иногда и до глубокой старости, широко распространённым в христианских семья того времени, получивший христианское воспитание мальчик не был крещён, считаясь катехуменом.

Как гласит легенда, раннее детство Амвросия было отмечено необычным происшествием, которое близкие сочли чудесным. Когда младенец спал во внутреннем дворе, рой диких пчёл опустился на ребёнка и облепил его голову и лицо, а когда взлетел, то стало видно, что пчёлы не причинили маленькому Амвросию никакого вреда. Отец его, которого перепуганная нянька позвала на помощь, увидев это, сказал: «Если останется жив этот младенец, то станет кем-то великим».  Этот эпизод, как будто бы совершенно фантастический и вполне вписывающийся в обычную практику авторов первых жизнеописаний святых, подчеркивавших, что те с самого детства коренным образом отличались от прочих людей, и что их жизнь с рождения сопровождалась чудесами и знамениями, тем не менее, вполне может быть правдой. Впервые он упомянут в жизнеописании Амвросия, составленном его секретарём — св. Павлином Медиоланским, опиравшимся на рассказы хорошо знавших Амвросия людей, среди которых была его старшая сестра Марцеллина.

Около 340 г. отец Амвросия умер. После смерти мужа вдова с тремя детьми, из которых Амвросий был младшим, переехала в Рим, где семья заняла подобающее ей место среди наиболее богатых и славных семей империи, и позаботилась о том, чтобы дети получили достойное образование. Наученный «свободным искусствам», то есть грамматике, риторике и праву, прекрасно знавший латинскую и греческую литературу и философию, Амвросий был также хорошо знаком с богословием. Ещё в Риме, будучи мирянином, он написал толкование на четыре Книги Царств и переводил Иосифа Флавия. Однако в то время он не собирался становиться священником и готовил себя к государственной службе. 

Он  начал своё поприще как адвокат в Сирмии и, благодаря своей одарённости, честности и трудолюбию стал быстро продвигаться по службе. Вскоре, префект Петроний Проб сделал его своим советником, а через некоторое время, содействовал его назначению на пост губернатора провинций Эмилии и Лигурии, с резиденцией в Медиолане (сегодня, Милан). Будучи христианином по внутреннему убеждению, вступивший в новую должность тридцатилетний губернатор, всё ещё не был крещён, но его стремление к справедливости, доброе сердце, учёность и красноречие снискали ему уважение и любовь граждан Медиолана. 

В то время Медиолан находился под сильным влиянием ариан и епископскую кафедру занимал арианский епископ Авксентий. Когда в 374 г. Авксентий умер, между арианами и католиками развернулась настоящая война. Каждая из сторон хотела выбрать своего епископа. Когда страсти накалились настолько, что ситуация стала опасной, губернатор должен был выйти на площадь, чтобы успокоить спорящих. В то время, как он стал продвигаться через толпу, детский голос внезапно воскликнул: «Амвросий — епископ!» и противники, тотчас придя к согласию, подхватили этот клич. Амвросий, всё ещё бывший катехуменом, не считая себя достойным епископства, предпринял несколько попыток отказаться. Он даже пытался скомпрометировать себя, показавшись демонстративно, в обществе блудниц, а когда это не удалось, бежал из города, но был настигнут и, в конце концов, вынужден согласиться, в течение семи дней крестившись, приняв рукоположение в пресвитеры, а затем епископскую хиротонию от католического епископа Лимения Верчелльского.  Раздав всё, что имел, за исключением небольшой части, выделенной на содержание сестры, новый епископ Медиолана приступил к своим обязанностям пастыря. 

Амвросий стал епископом в то время, когда Церкви, ещё не вполне оправившейся от трёх веков гонений, угрожала с одной стороны ересь арианства, а с другой попытки язычников вернуть утраченное господство и политическое влияние. Новый епископ, за семь дней прошедший путь от крещальной купели до епископской кафедры, должен был употребить все свои способности на защиту истинной веры. Он сразу же заслужил славу прекрасного проповедника. Его дар красноречия был так велик, что по свидетельству обращённого им Августина Аврелия, будущего Учителя Церкви и святого, вначале тот, тогда ещё последователь учения манихеев, не вдумывался в смысл сказанного епископом, наслаждаясь только изяществом и великолепием его словесных построений. Но Амвросий умел говорить не только красиво, что в то время ценилось очень высоко, но и убеждать. Так, на созванном по его инициативе соборе в Аквилее он, последовательно разобрав все пункты доктрины Ария, неопровержимо доказал собравшимся епископам ложность его учения.

Благодаря его авторитету и личному мужеству, ему удалось не допустить возвращения в зал Римского Сената языческого алтаря богини Виктории, а когда он увидел, что император Феодосий колеблется и склоняется в пользу язычников, не побоялся воззвать к его совести христианина.  В то время, как многие христиане, не чувствуя себя в безопасности искали заступничества императора, он, намного опередив своё время, отстаивал независимость Церкви. Для него император был только одним из его духовных детей, за душу которого он ответственен перед Богом. Когда Феодосий, в отместку за убийство в Фессалониках своего военачальника, отдал город на волю солдат, в результате чего погибли несколько тысяч мирных жителей, он не побоялся  отлучить императора от причастия. В конце концов, Феодосию пришлось принести публичное покаяние.  

Не однажды последователи ариан, видя в нём причину своих неуспехов, устраивали заговоры против Амвросия, но ни одна из этих попыток не удалась, несмотря на то, что в период несовершеннолетия императора Валентиниана, в них принимала деятельное участие мать императора – Юстина – сторонница ариан.  Когда ею было инспирировано написание императором письма с требованием передать  медиоланскую базилику арианам, Амвросий ответил, что император не может вмешиваться в дела Церкви и что храм Божий принадлежит Богу, власть Которого выше императорской. Когда же ариане попытались при помощи оружия захватить базилику, епископ заперся в ней вместе с верующими и, молясь о заступничестве свыше, выдержал трёхдневную осаду. По свидетельству биографов, ариане, зная, где находится вход в храм, благодаря чуду, не смогли найти его. Другие хронисты считали, что авторитет и уважение, которые питали к святому все жители Милана, не позволил им применить насилие.

Твёрдо противостоя попыткам еретиков и язычников нанести вред Церкви, борясь за каждую душу, Амвросий был неизменно добр к своим личным врагам. Он не только заступался за тех, кто пытался похитить или даже убить его, но и помогал тем, кому не удавалось избежать наказания за причинённое ему зло. Так, например, он содержал за свой счёт некоего Евфимия, пытавшегося организовать похищение епископа, но изобличённого и отправленного в ссылку. 

Чудеса сопровождали святого Амвросия на протяжении всей его земной жизни. Он исцелял больных, находясь во Флоренции воскресил умершего мальчика и изгонял бесов. Им, благодаря указаниям, полученным свыше в пророческом сновидении, были открыты и с почётом перенесены в базилику мощи святых мучеников Гервасия и Протасия, от которых получили исцеление многие больные, одним из первых – слепой по имени Север. Позднее, подобным образом были обретены мощи мученика Назария.

Среди множества забот и трудов, сопровождавших жизнь пастыря, Амвросий, непостижимым образом  находил силы и для учёных трудов и занятий литературой и музыкой, чаще всего, отводя им время, предназначенное для сна. «…Нас всегда разделяла толпа занятых людей, которым он помогал в их затруднениях. – писал святой Августин, — Когда их с ним не было, то в этот очень малый промежуток времени он восстанавливал телесные силы необходимой пищей, а чтением — духовные. Когда он читал, глаза его бегали по страницам, сердце доискивалось до смысла, а голос и язык молчали. Часто, зайдя к нему (доступ был открыт всякому, и не было обычая докладывать о приходящем), я заставал его не иначе, как за этим тихим чтением. Долго просидев в молчании (кто осмелился бы нарушить такую глубокую сосредоточенность?), я уходил, догадываясь, что он не хочет ничем отвлекаться в течение того короткого времени, которое ему удавалось среди оглушительного гама чужих дел улучить для собственных умственных занятий…»  Плоды этих «малых промежутков времени» невозможно назвать иначе, как изобильными. В богословские труды святого Амвросия, снискавшие ему титул Учителя Церкви, вошли сочинения по богословию Троицы, и христологии, многочисленные проповеди, письма и комментарии на Книги Священного Писания. Он ввёл в литургическую практику Западной Церкви антифонное пение и сам сочинял гимны, двенадцать из которых дошли до наших дней и используются в современных богослужених, как и чин Мессы, называемый в память о нём Миланским.

Он был неизменно добр ко всем, включая своих врагов.  Он научился молиться непрестанно – днём и ночью. С первых шагов на духовном поприще Амвросий, выросший не просто в достатке, но в исключительном богатстве, до предела ограничил свои личные потребности, соблюдая обет нестяжания, и считал жадность одной из главных причин множества грехов. С момента рукоположения и до смерти он ел не чаще двух раз в день, обходясь самой простой пищей. Он работал для Церкви так много, что, по свидетельству его учеников, с тем, что он делал для обучения катехуменов, после того как он умер, с трудом справлялись четыре человека. Он избегал пользоваться услугами других, и даже свои письма и сочинения писал всегда сам, вопреки принятой тогда практике диктовки, отступив от этого правила, только в конце жизни будучи уже тяжело больным.  

Его переход к Отцу пришёлся на Пасху 397 г. С утра Великой субботы он молился, раскинув руки крестом, до той минуты, когда находившийся в верхней части дома епископ Верчельский услышав Голос, приказывавший ему поторопиться, так как Амвросий вот-вот умрёт, поспешил к нему с последним Причастием. Приняв в последний раз Христа в Святых Дарах, святой сейчас же испустил последний вздох. 

Его тело перенесли в церковь, и, так как во время таинства Крещения, совершавшегося по принятой тогда практике в Пасхальную ночь, многие дети, вынимаемые из купели, поворачивали голову к пустому креслу епископа,  многие говорили, что будучи совершенно чисты сердцем эти новые члены Церкви видели Амвросия, сидящего на своём обычном  месте. С тех пор, как засвидетельствовано неоднократно, он часто является тем, кто обращается к нему с просьбой о заступничестве. 

Его мощи, подлинность которых была подтверждена археологическими исследованиями в конце XIX века, покоятся в Миланской базилике, в одной усыпальнице с обретёнными его усердием  мощами мучеников Протасия и Гервасия. 

______________________________________________________________________________________

Торжество непорочного зачатия Девы Марии Пресвятая Дева Мария 8 декабря

День непорочного зачатия Девы Марии, культ которой очень популярен в католицизме, — один из главных праздников, посвященных Богородице. Во всех европейских костелах в этот день совершаются торжественные богослужения. Непорочное зачатие Девы Марии (лат. Immaculata conceptio) — католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей, но на Нее не перешел первородный грех. Догмат отвергается православием (непорочное зачатие Марии, но не ее девственность), протестантизмом и более мелкими христианскими течениями. Библейское обоснование девственности Марии содержалось в ветхозаветном пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея отнесло к Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына…». Но не следует путать Непорочное зачатие Девы Марии с Непорочным зачатием Иисуса Христа. Догмат о Непорочном зачатии Богородицы не утверждает, что она была зачата бессеменным образом, а подчеркивает лишь снятие Божественной волей с Девы Марии первородного греха. В древней церковной традиции не было версии о зачатии без греха Марии ее матерью Анной. Версия непорочного зачатия была официально закреплена догматом Папы Пия IX 8 декабря 1854 года, хотя еще в 1476 году торжество Непорочного зачатия (8 декабря) ввел папа Сикст IV. Согласно католическому вероучению, Мария, единственная из людей, с момента зачатия была освобождена от первородного греха и, вместе с тем, была защищена от самой возможности грешить. Православная церковь, как и католическая, тоже учит, что Мария не совершила ни одного греха в своей жизни. Но причину этого она видит в наличии у Марии нравственной чистоты, ума и силы воли. Католическая же церковь учит, что способность не грешить была заложена в нее при зачатии. 

Комментарии закрыты.

Видео храма

×