Навечерие Пасхи

ПАСХА
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
НАВЕЧЕРИЕ ПАСХИ В СВЯТУЮ НОЧЬ

Цвет облачений: белый. Месса собственная, Освящение огня, приготовление пасхальной свечи (пасхала), Крестный Ход

Литургия Слова: приводится 9 чтений, из которых необходимо выбрать минимум три. В крайней необходимости — минимум два. Чтение № 3 обязательное, его нельзя пропускать

После седьмого чтения следует Вступительная молитва и гимн Слава (во время гимна впервые после Четверга Вечери Господней звенят все колокола и пение сопровождается музыкой), затем Вступительная молитва, после которой — эпистола

Литургия Крещения, после Крещения — Молитва Верных, Литургия Евхаристии, в ЕМ 1-3 воспоминание тайны дня, 1 префация Пасхи со словами «в эту ночь»

1. Согласно многовековой традии Святая Ночь — это ночь бдения во славу Господа (Исх 12, 42). Верные, послушные словам Евангелия (Лк 12, 35), держа в руках горящие свечи, должны уподобляться людям, ожидающим своего Господа, чтобы Он, возвратившись, нашел их бодрствующими и соделал участниками Своей трапезы.

2. Навечерие Пасхи имеет следующий порядок: после краткого Светильничного Богослужения (первая часть Навечерия) Святая Церковь вспоминает великие дела, которые Господь Бог сотворил от начала для Своего народа, слушая внимательно слова и обетования Божии (вторая часть Литургии Слова); затем, при приближении дня Воскресения, Церковь со своими новыми членами, возрожденными крещением (часть третья), призывается к трапезе, которую Христос Господь уготовал Своему народу Своей смертью и воскресением (четвёртая часть Навечерия).

3. Все обряды Навечерия Пасхи совершаются ночью: строго запрещается совершать их до наступления ночи, закончить же надлежит до восхода солнца в воскресенье.

4. Месса этой ночи, даже если она совершается до полуночи, является Мессой Воскресения Христова, но верным, участвовавшим в ней, разрешается повторно причаститься на Мессе в день Пасхи.

5. Священник, служащий или сослужащий Навечерие Пасхи, может служить или сослужить Мессу в день Воскресения.

6. Священник и диакон одеваются в облачения белого цвета, как для Мессы.

Надлежит приготовить свечи для всех, участвующих в Навечерии.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ТОРЖЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО НАВЕЧЕРИЯ,
ИЛИ СВЕТИЛЬНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ,

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОГНЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ СВЕЧИ

7. Гасится свет в храме. В заранее приготовленном месте вне храма разжигается костер. Когда там собрался народ, приходит священник со служителями, один из которых несёт пасхальную свечу — пасхал.

Если разжечь огонь вне храма не представляется возможным, обряд совершается согласно п. 13.

8. Священник, как обычно, приветствует верных и призывает их к участию в Навечерии Пасхи такими или подобными словами:

Возлюбленные братья и сёстры! В эту святую ночь, когда Господь наш Иисус Христос перешёл от смерти в жизнь, Церковь приглашает детей своих, рассеянных по всей земле, собраться вместе для бодрствования и молитвы. Ибо, творя воспоминание Пасхи Господней, слушая слово Божие и совершая святые Таинства, мы обретаем надежду приобщиться к торжеству победы Христа над смертью и жизни с Ним в Боге.

9. Затем благословляется огонь.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОГНЯ

Помолимся: Боже! Через Сына Твоего Ты дал верующим свет Твоей славы. Освяти + этот новый огонь, через пасхальные торжества воспламени в нас желание небесных благ и удостой нас прикоснуться чистой душою к торжеству вечного света. Через Христа, Господа нашего.

От нового огня будет зажжён пасхал.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ СВЕЧИ

10. Если, исходя из обычаев народа, представляется уместным подчеркнуть наглядными символами достоинство и значение пасхала, это можно сделать следующим образом.

После благословения огня аколит или министрант держит перед священником пасхал. Священник рисует резцом на свече крест, над крестом — греческую букву Альфа, под крестом — Омега, а в четырех квадратах креста — цифры текущего года, произнося при этом:

Христос — вчера и сегодня
(проводит вертикальную черту);

Начало и Конец
(проводит горизонтальную черту);

Альфа (ставит букву альфа);

и Омега (ставит букву омега);

Ему принадлежат времена
(ставит первую цифру года — 2);

и века (ставит вторую цифру — 0);

Его слава и владычество
(ставит третью цифру — 0);

во веки веков. Аминь
(ставит четвёртую цифру — 9).

11. После начертания креста и прочих знаков священник может вонзить в свечу крупицы ладана в следующем порядке, громко говоря при этом:

1. Ранами Своими святыми

2. и славными

3. защищает

4. и хранит нас

5. Христос Господь. Аминь.

12. Священник возжигает пасхал от нового огня со словами:

Свет Христа, воскресающего во славе, да рассеет тьму в сердцах и душах.

13. Если разжечь костер не представляется возможным, можно изменить обряд благословения огня и благословить любой другой источник огня. В таком случае верные собираются в храме, а священник, один или со служителями следует ко входу в него. Кто-либо из служителей несёт пасхал. Верные, насколько это возможно, собираются вокруг священника.

После приветствия и призывания верных к участию в Литургии (п. 8) священник благословляет огонь (п. 9) и приготавливает пасхал (пп. 10-12).

ПРОЦЕССИЯ

14. Затем диакон или, при его отсутствии, священник берёт пасхал и, подняв его, поёт:

Свет Христа.

Все отвечают:

Благодарение Богу.

Затем все следуют в церковь, во главе идёт диакон с пасхалом. Если используется кадило, то служитель с дымящимся кадилом следует перед диаконом.

15. В дверях храма диакон останавливается, приподнимает пасхал и вторично возглашает:

Свет Христа.

Все отвечают:

Благодарение Богу.

и зажигают свои свечи от пасхала.

16. Подойдя к алтарю, диакон останавливается и, повернувшись к народу, приподнимает пасхал и в третий раз возглашает:

Свет Христа.

Все отвечают:

Благодарение Богу.

И зажигается свет в храме.

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ПАСХИ

17. Подойдя к алтарю, священник следует на своё место. Диакон устанавливает пасхал на подсвечник, расположенный посреди пресвитерия или у амвона. Если используется кадило, оно наполняется, как перед чтением Евангелия на Мессе, после чего диакон просит священника о благословении. Священник благословляет, говоря вполголоса:

Господь да будет в сердце твоём и во устах твоих, дабы достойным и подобающим образом возвестил ты Провозглашение Пасхи Его: во имя Отца, и Сына, + и Святого Духа.

Диакон отвечает:

Аминь.

18. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ПАСХИ
(ДЛИННЫЙ ВАРИАНТ)

Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные, и да возвестит труба спасения победу столь славного Царя! Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, и, наполняемый сиянием вечного Царя, весь мир да познает своё избавление от мрака! Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света! И да исполнится это место великого гласа людского.

Текст, приведённый в скобках, может произносить только священник:

(Посему и вы, возлюбленные братья и сёстры, представ перед чудесным сиянием этого света, призывайте вместе со мною милосердие Всемогущего Бога, чтобы Он, удостоивший меня незаслуженно быть в числе Его служителей, наполнил меня сиянием Своего света и сподобил воспеть славу этой свечи).

(Господь с вами. — И со духом твоим.)

С. Вознесём сердца.

Н. Возносим ко Господу.

С. Возблагодарим Господа Бога нашего.

Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно всем сердцем и душой многогласно славить невидимого Бога Отца Всемогущего и Его Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа; Он за нас предвечному Отцу заплатил долг Адама и Своею Кровью милостиво изгладил начертание древней вины.

Ибо ныне — пасхальные торжества, когда совершается заклание истинного Агнца, и Его кровь освящает двери верных.

Это ночь, в которую некогда отцов наших, сынов Израиля, Ты вывел из Египта и перевёл через Красное море сухими стопами.

Это ночь, когда тьму греховную рассеял столп света.

Это ночь, которая ныне во всём мире верующих во Христа, освобождённых от мирских пороков и тьмы греховной, возвращает к благодати и собирает в общение святых.

Это ночь, когда, разрушив узы смерти, Христос от ада взошёл победителем.

Ибо тщетным было бы наше рождение, если бы Он не искупил нас!

О, сколь чудесно Твоей милости о нас благоволение! О, сколь неизреченно богатство любви: ради искупления раба, Ты предал Сына!

О воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа!

О счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя!

О воистину блаженная ночь — та единственная, что удостоилась знать время и час, когда Христос воскрес от ада!

Это ночь, о которой написано: и ночь будет светла как день; и ночь — свет мой в ликование мне.

Освящение этой ночи изгоняет зло, смывает вину, возвращает падшим невинность и унывающим радость, изгоняет вражду, рождает согласие и покоряет всякую власть.

По благодати этой ночи прими, Отче Святой, вечернюю жертву хваления, которую в торжественном приношении этой свечи — плода трудов пчелинного роя — совершает руками Твоих служителей святая Церковь.

Но теперь мы знаем, что возвещает эта свеча, которая пылает огнём во славу Божию; и её сияние не угасает, хотя её пламя разделяется, раздавая свет. Его питает тающий воск, который дала мать-пчела для создания этого драгоценного светильника.

О воистину блаженная ночь, в которой соединяется земное с небесным, человеческое с Божественным!

Итак, мы молим Тебя, Господи, пусть эта свеча, освящённая во славу имени Твоего, продолжает гореть не угасая, чтобы рассеять мрак этой ночи. И пусть она, принятая, как приятное благоухание, соединится с небесными светилами. Пусть её пламя сияет до той поры, когда его встретит Утренний Свет, Солнце незакатное — Христос, Сын Твой, Который, взойдя от ада, озарил Своим мирным светом человеческий род и живёт и царствует во веки веков.

Аминь.

19. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ПАСХИ (КРАТКИЙ ВАРИАНТ)

Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные, и да возвестит труба спасения победу столь славного Царя! Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, и, наполняемый сиянием вечного Царя, весь мир да познает своё избавление от мрака! Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света! И да исполнится это место великого гласа людского.

Текст, приведённый в скобках, может произносить только священник:

(Господь с вами. — И со духом твоим.)

С. Вознесём сердца.

Н. Возносим ко Господу.

С. Возблагодарим Господа Бога нашего.

Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно всем сердцем и душой многогласно славить невидимого Бога Отца Всемогущего и Его Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа; Он за нас предвечному Отцу заплатил долг Адама и Своею Кровью милостиво изгладил начертание древней вины.

Ибо ныне — пасхальные торжества, когда совершается заклание истинного Агнца, и Его кровь освящает двери верных.

Это ночь, в которую некогда отцов наших, сынов Израиля, Ты вывел из Египта и перевёл через Красное море сухими стопами.

Это ночь, когда тьму греховную рассеял столп света.

Это ночь, которая ныне во всём мире верующих во Христа, освобождённых от мирских пороков и тьмы греховной, возвращает к благодати и собирает в общение святых.

Это ночь, когда, разрушив узы смерти, Христос от ада взошёл победителем.

О, сколь чудесно Твоей милости о нас благоволение! О, сколь неизреченно богатство любви: ради искупления раба, Ты предал Сына!

О воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа!

О счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя!

Освящение этой ночи изгоняет зло, смывает вину, возвращает падшим невинность и унывающим радость, изгоняет вражду, рождает согласие и покоряет всякую власть.

О воистину блаженная ночь, в которой соединяется земное с небесным, человеческое с Божественным!

По благодати этой ночи прими, Отче Святой, вечернюю жертву хваления, которую в торжественном приношении этой свечи — плода трудов пчелинного роя — совершает руками Твоих служителей святая Церковь.

Итак, мы молим Тебя, Господи, пусть эта свеча, освящённая во славу имени Твоего, продолжает гореть не угасая, чтобы рассеять мрак этой ночи. И пусть она, принятая, как приятное благоухание, соединится с небесными светилами. Пусть её пламя сияет до той поры, когда его встретит Утренний Свет, Солнце незакатное — Христос, Сын Твой, Который, взойдя от ада, озарил Своим мирным светом человеческий род и живёт и царствует во веки веков.

Аминь.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЛИТУРГИЯ СЛОВА

20. Для Пасхального Бдения, источника всех Бдений, предлагается девять Чтений из Священного Писания: семь из Ветхого и два из Нового Завета (Послание и Евангелие).

21. Если этого требуют пастырские соображения, можно уменьшить число Чтений из Ветхого Завета, однако следует помнить о том, что чтение Слова Божия представляет собой основную часть Навечерия Пасхи. Должно быть, как минимум, три Чтения из Ветхого Завета, и лишь в случае крайней необходимости — два. Никогда не опускается чтение из гл. 14 книги Исхода.

22. После окончания Провозглашения Пасхи все гасят свечи и садятся. Перед началом Чтений священник обращается к народу с такими или подобными словами:

Возлюбленные братья и сёстры, торжественно начав Пасхальное Бдение, благоговейно выслушаем Слово Божие. Будем размышлять о том, как Бог в минувшие времена спасал народ Свой, и, когда пришла полнота времён, послал нам Сына Своего как Искупителя. Помолимся, чтобы Бог наш совершил в нас дело пасхального спасения и привёл к полноте искупления.

23. Затем следуют Чтения. Чтец идёт к амвону и читает Первое Чтение, затем псалмист или певчий произносит Псалом, народ повторяет припев.

Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов первого чтения.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
ДЛИННЫЙ ВАРИАНТ
       Быт 1, 1 — 2, 2

Чтение книги Бытия.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый. И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал.

Слово Божие.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
КРАТКИЙ ВАРИАНТ
       Быт 1, 1. 26-31a

Чтение книги Бытия.

В начале сотворил Бог небо и землю. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
       Пс 104

Припев: Пошли дух Твой, Боже, и землю обнови.

       Благослови, душа моя, Господа! *
       Господи, Боже мой! Ты дивно велик,
       Ты облечён славою и величием. *
       Ты одеваешься светом, как ризою.

Ты поставил землю на твёрдых основах: *
не поколеблется она во веки и веки.
Бездною, как одеянием, покрыл Ты её; *
на горах стоят воды.

       Ты послал источники в долины; *
       между горами текут.
       При них обитают птицы небесные, *
       из среды ветвей издают голос.

Ты напояешь горы с высот Твоих, *
плодами дел Твоих насыщается земля.
Ты произращаешь траву для скота, *
и зелень на пользу человека.

       Как многочисленны дела Твои, Господи! *
       Всё соделал Ты премудро;
       земля полна произведений Твоих. *
       Благослови, душа моя, Господа!

Или на выбор:

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
       Пс 33

Припев: Милости Господней вся земля полна.

       Ибо слово Господне право, *
       и все дела Его верны.
       Он любит правду и суд; *
       милости Господней полна земля.

Словом Господа сотворены небеса, *
и духом уст Его — всё воинство их.
Он собрал, будто груды, морские воды; *
положил бездны в хранилищах.

       Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — *
       племя, которое Он избрал в наследие Себе.
       С небес призирает Господь, *
       видит всех сынов человеческих.

Душа наша уповает на Господа: *
Он — помощь наша и защита наша.
Да будет милость Твоя, Господи, над нами, *
как мы уповаем на Тебя.

Затем все встают. Священник говорит:

Помолимся.

И после того как все некоторое время молятся в молчании, произносит молитву.

Вместо Ответного Псалма допускается некоторое время сохранять священное молчание, в таком случае опускается молчание после «Помолимся».

24. МОЛИТВА

После первого чтения (о сотворении мира):

Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, Ты велик во всех Твоих деяниях. Даруй людям, Тобою искуплённым, разумение того, что заклание Христа — Пасхи нашей в конце времён не менее величественно, чем сотворение мира в начале. Молим Тебя через Христа, Господа нашего.

Либо (о сотворении человека):

Помолимся. Боже, Ты чудесным образом сотворил человека и ещё чудеснее искупил его. Молим Тебя, помоги нам силою духа противостоять соблазну греха, чтобы мы достигли вечной радости. Через Христа, Господа нашего.

Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов второго чтения.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
ДЛИННЫЙ ВАРИАНТ
       Быт 22, 1-18

Чтение книги Бытия.

В те дни: Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошёл на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвёл очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова, и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвёл Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна, и принёс его во всесожжение вместо сына своего. И нарёк Авраам имя месту тому: Ягве-ире. Посему и ныне говорится: на горе Ягве усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Слово Божие.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
КРАТКИЙ ВАРИАНТ
       Быт 22, 1-2. 9-13. 15-18

Чтение книги Бытия.

В те дни: Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник и разложил дрова. И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвёл Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна, и принёс его во всесожжение вместо сына своего. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба, и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
       Пс 16

Припев: Храни меня, Боже, в Тебе моя надежда.

       Господь есть часть наследия моего и чаши моей. *
       Ты держишь жребий мой.
       Всегда видел я пред собою Господа, *
       ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; *
даже и плоть моя успокоится в уповании;
ибо Ты не оставишь души моей в аде *
и не дашь святому Твоему увидеть тление.

       Ты укажешь мне путь жизни:
       полнота радостей пред лицом Твоим, *
       блаженство в деснице Твоей вовек.

25. МОЛИТВА

После второго чтения (о жертве Авраама):

Помолимся. Боже, Отче всех верных, даруя благодать усыновления, Ты по всей земле умножаешь детей Твоего обетования; Пасхальной Тайной Ты исполняешь клятву, данную слуге Твоему Аврааму, сделать его отцом всех народов. Помоги народу Твоему достойно принять благодать Твоего призвания. Через Христа, Господа нашего.

ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ
       Исх 14, 15 — 15, 1

Чтение книги Исхода.

В те дни: И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли. А ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними. И покажу славу Мою на фараоне и на всём войске его, на колесницах его и на всадниках его. И узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его. И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевым, и пошёл позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошёл в средину между станом Египетским и между станом Израилевым, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь. И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного, и привёл в замешательство стан Египтян. И отнял колёса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь воюет за них против Египтян. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простёр Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в своё место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян; и увидели сыны Израилевы Египтян мёртвыми на берегу моря. И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию, и говорили:

Не произносится: Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
       Исх 15

Припев: Господа Бога с радостью прославьте.

       Пою Господу, *
       ибо Он высоко превознёсся;
       коня и всадника его *
       ввергнул в море.

Господь крепость моя и слава моя, *
Он был мне спасением.
Он Бог мой, и прославлю Его; *
Бог отца моего, и превознесу Его.

       Господь муж битвы, Ягве имя Ему. *
       Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море,
       и избранные военачальники его *
       потонули в Красном море.

Пучины покрыли их; *
они пошли в глубину, как камень.
Десница Твоя, Господи, прославилась силою; *
десница Твоя, Господи, сразила врага.

       Введи его и насади его на горе достояния Твоего, *
       на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи,
       во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! *
       Господь будет царствовать во веки и в вечность.

26. МОЛИТВА

После третьего чтения (о переходе через Красное море):

Помолимся. Боже, и в наше время мы созерцаем сияние древних чудес Твоих: как, явив силу десницы Своей, Ты избавил один народ от преследования фараона, так и все народы Ты спасаешь водами возрождения. Сподобь всех людей стать сынами Авраама и обрести достоинство народа избранного. Через Христа, Господа нашего.

Либо:

Помолимся. Боже, светом Нового Завета Ты заново открываешь смысл древних чудес, ибо в Красном море явился образ священных вод крещения, и народ, избавленный от рабства, стал прообразом тайны Христовой Церкви. Удостой все народы, которые верою унаследовали честь Израиля, возродиться общением Святого Духа. Через Христа, Господа нашего.

ЧЕТВЁРТОЕ ЧТЕНИЕ
       Ис 54, 5-14

Чтение книги пророка Исаии.

Твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святой Израилев: Богом всей земли назовётся Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лицо Моё на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь. Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твоё из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов, и ворота твои — из жемчужин, и всю ограду твою — из драгоценных камней. И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
       Пс 30

Припев: Господа прославлю, Он поднял меня.

       Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня *
       и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
       Господи! Ты вывел из ада душу мою *
       и оживил меня, чтобы я не сошёл в могилу.

Пойте Господу, святые Его, *
славьте память святыни Его.
Ибо на мгновение гнев Его,
на всю жизнь благоволение Его: *
вечером водворяется плач, а наутро радость.

       Услышь, Господи, и помилуй меня; *
       Господи! будь мне помощником.
       И ты обратил сетование моё в ликование. *
       Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.

27. МОЛИТВА

После четвёртого чтения (о новом Иерусалиме):

Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, ради имени Твоего подтверди клятву, данную праотцам по вере их, и благодатью святого крещения умножь потомство обетования, дабы Церковь видела, как исполняются надежды древних праведников. Через Христа, Господа нашего.

Или другая молитва, следующая за каким-либо опущенным чтением.

ПЯТОЕ ЧТЕНИЕ
       Ис 55, 1-11

Чтение книги пророка Исаии.

Так говорит Господь: Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое своё за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно, и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождём и наставником народам. Вот, ты призовёшь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
       Ис 12

Припев: В радости идите к источнику спасенья.

       Вот, Бог — спасение моё: *
       уповаю на Него, и не боюсь;
       ибо Господь — сила моя, и пение моё — Господь; *
       и Он был мне во спасение.
       И в радости будете почерпать воду *
       из источников спасения.

Славьте Господа, *
призывайте имя Его;
возвещайте в народах дела Его; *
напоминайте, что велико имя Его.

       Пойте Господу, ибо Он соделал великое; *
       да знают это по всей земле.
       Веселись и радуйся, жительница Сиона: *
       ибо велик посреди тебя Святой Израилев.

28. МОЛИТВА

После пятого чтения (о спасении всех людей):

Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, единственная надежда мира, Ты через пророков Твоих возвестил тайну нынешних времён. Укрепи намерения преданного Тебе народа, ибо только по Твоему вдохновению возрастает всякая добродетель. Через Христа, Господа нашего.

ШЕСТОЕ ЧТЕНИЕ
       Вар 3, 9-15. 32 — 4, 4

Чтение книги пророка Варуха.

Слушай, Израиль, заповеди жизни, внимайте, чтобы уразуметь мудрость. Что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? Состарился ты в чужой земле, осквернился вместе с мёртвыми, причислен к находящимся в аде, оставил источник премудрости. Если бы ты ходил путём Божиим, то жил бы в мире во веки. Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир. Кто нашёл место её, и кто взошёл в сокровищницы её? Но Знающий всё знает её; Он открыл её Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена и наполнил её четвероногими скотами; Который посылает свет, и он идёт, призвал его, и он послушался Его с трепетом; и звёзды воссияли на стражах своих, и возвеселились. Он призвал их, и они сказали: «вот мы», и воссияли радостью пред Творцом своим. Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашёл все пути премудрости, и даровал её рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся её, будут жить, а оставляющие её умрут. Обратись, Иаков, и возьми её, ходи при сиянии света её. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя — чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
       Пс 19

Припев: Боже, Ты имеешь глаголы вечной жизни.

       Закон Господа совершен, *
       укрепляет душу;
       откровение Господа верно, *
       умудряет простых.

Повеления Господа праведны, *
веселят сердце;
заповедь Господа светла, *
просвещает очи.

       Страх Господень чист, *
       пребывает вовек.
       Суды Господни истина, *
       все праведны.

Они вожделеннее золота *
и даже множества золота чистого,
слаще мёда *
и капель сота.

29. МОЛИТВА

После шестого чтения (об источнике премудрости):

Помолимся. Боже, призывая народы, Ты постоянно умножаешь Церковь. По милости Твоей неустанно храни тех, кого Ты омыл водами крещения. Через Христа, Господа нашего.

СЕДЬМОЕ ЧТЕНИЕ
       Иез 36, 16-17a. 18-28

Чтение книги пророка Иезекииля.

И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял её поведением своим и делами своими. И Я излил на них гнев Мой за кровь, которую они проливали на этой земле, и за то, что они оскверняли её идолами своими. И Я рассеял их по народам, и они развеяны по землям; Я судил их по путям их и по делам их. И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Моё, потому что о них говорят: «они — народ Господа, и вышли из земли Его». И пожалел Я святое имя Моё, которое обесславил дом Израилев у народов, куда пришёл. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Моё, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотское. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
       Пс 42, Пс 43

Припев: Жаждет душа моя к Богу живому.

       Жаждет душа моя *
       к Богу крепкому, живому:
       когда приду и явлюсь *
       пред лицо Божие!

Потому что я ходил в многолюдстве, *
вступал с ними в дом Божий
со гласом радости и славословия *
празднующего сонма.

       Пошли свет Твой и истину Твою; *
       да ведут они меня
       и приведут на святую гору Твою *
       и в обители Твои.

И подойду я к жертвеннику Божию, *
к Богу радости и веселия моего,
и на гуслях буду славить Тебя, *
Боже, Боже мой!

Или когда совершается крещение, Ис 12 — как после пятого чтения, или:

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
       Пс 51

Припев: Чистое сердце, Боже, сотвори во мне.

       Сердце чистое сотвори во мне, Боже, *
       и дух правый обнови внутри меня.
       Не отвергни меня от лица Твоего, *
       и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего, *
и Духом владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, *
и нечестивые к Тебе обратятся.

       Ибо жертвы Ты не желаешь, — *
       я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.
       Жертва Богу дух сокрушённый; *
       сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже.

30. МОЛИТВА

После седьмого чтения (о новом сердце и новом духе):

Помолимся. Боже, неколебимое могущество и Свет вечный, милостиво воззри на таинство всей Церкви и постоянно совершай через неё дело спасения человечества; и да увидит и познает весь мир, что падшее восстаёт, ветхое обновляется и всё творение исцеляется через Самого Христа, Который есть начало всего и Который живёт и царствует во веки веков.

Либо:

Помолимся. Боже, Ты подготавливаешь нас к совершению Пасхального таинства Писаниями обоих Заветов. Дай нам познать милосердие Твоё, чтобы, принимая нынешние блага, мы укрепились в ожидании будущих. Через Христа, Господа нашего.

31. После последнего чтения из Ветхого Завета с Ответным Псалмом и Молитвой зажигаются свечи на алтаре. Священник начинает Великое славословие («Слава в вышних Богу»), во время которого звонят в колокола в соответствии с местными обычаями.

32. После гимна священник обычным образом читает Вступительную молитву:

Помолимся: Боже, эта святая ночь сияет славой Воскресения Христова. Оживи в Церкви Твоей сыновний дух, чтобы, обновлённые телом и душою, мы служили Тебе чистым сердцем. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

33. Затем чтец произносит чтение из Апостола.

ЭПИСТОЛА
       Рим 6, 3-11

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Братья: Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Слово Божие.

34. По окончании чтения все встают. Священник впервые после Великого поста торжественно запевает «Аллилуйя», которое все повторяют. Далее певчий поёт Псалом, народ повторяет «Аллилуйя». При необходимости сам певчий запевает «Аллилуйя».

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
       Пс 118

Припев: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

       Славьте Господа, ибо Он благ, *
       ибо вовек милость Его.
       Да скажет ныне Израиль: *
       Он благ, ибо вовек милость Его.

Десница Господня высока, *
десница Господня творит силу!
Не умру, но буду жить *
и возвещать дела Господни.

       Камень, который отвергли строители, *
       соделался главою угла.
       Это от Господа, *
       и есть дивно в очах наших.

35. На Евангелие не выносятся свечи, но можно совершить каждение книги Евангелия.

ЕВАНГЕЛИЕ
       Мк 16, 1-8

+ Чтение святого Евангелия от Марка.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Иисуса. И весьма рано, в первый день недели приходят ко гробу, при восходе солнца. И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален, а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облечённого в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Слово Господне.

36. Сразу после чтения Евангелия следует проповедь, вслед за которой начинается Литургия Крещения.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ЛИТУРГИЯ КРЕЩЕНИЯ

37. Священник со служителями следует к купели, если она установлена на виду у верных; в противном случае сосуд с водой устанавливается в пресвитерии. Перед собранием верных призывают предстать катехуменов, если они есть. Их представляют восприемники, а если есть и дети, то их несут (или ведут) родители и восприемники.

38. Далее священник обращается к собравшимся с такими или подобными словами:

Если есть крещаемые:

Возлюбленные, поддержим единодушно надежду братьев наших своими молитвами. И да поможет всемогущий Отец Своею милостью тем, кто приближается к водам возрождения.

Если только благословляется купель, но нет крещаемых:

Возлюбленные, над этой купелью смиренно попросим о благодати Бога, Отца всемогущего, чтобы те, кто от неё возродится к новой жизни во Христе, были причислены к чадам усыновления.

39. Затем двое певчих поют литанию. Все стоя (поскольку наступило Пасхальное время) отвечают.

При длинной процессии к купели литания поётся во время процессии. В этом случае крещаемые призываются перед началом процессии, затем следует процессия, во главе которой несут пасхал, далее идут катехумены и их восприемники, затем — священник и служители. Обращение священник произносит перед благословением воды.

40. Если нет крещаемых и не благословляется купель, то опускается литания и сразу благословляется вода (п. 45).

41. К литании можно добавить имена некоторых местночтимых святых, прежде всего, покровителей храма, покровителей места и крещаемых.

Kyrie, eleison. — Kyrie, eleison.
Christe, eleison. — Christe, eleison.
Kyrie, eleison. — Kyrie, eleison.
Святая Мария, Матерь Божия — молись о нас.
Святой Михаил — молись о нас.
Святые ангелы Божии — молитесь о нас.
Святой Иоанн Креститель — молись о нас.
Святой Иосиф — молись о нас.
Святые Пётр и Павел — молитесь о нас.
Святой Андрей — молись о нас.
Святой Иоанн — молись о нас.
Святая Мария Магдалина — молись о нас.
Святой Стефан — молись о нас.
Святой Игнатий Антиохийский — молись о нас.
Святой Лаврентий — молись о нас.
Святой Климент Римский — молись о нас.
Святой Георгий Победоносец — молись о нас.
Святой Адальберт Пражский — молись о нас.
Святые Борис и Глеб — молитесь о нас.
Святые Перпетуя и Фелициата — молитесь о нас.
Святая Агния — молись о нас.
Святой Григорий — молись о нас.
Святой Августин — молись о нас.
Святой Афанасий — молись о нас.
Святой Николай Мирликийский — молись о нас.
Святой Василий — молись о нас.
Святой Мартин Турский — молись о нас.
Святые Кирилл и Мефодий — молитесь о нас.
Святой Бенедикт — молись о нас.
Святые Антоний и Феодосий Печерские — молитесь о нас.
Святые Франциск и Доминик — молитесь о нас.
Святой Франциск Ксаверий — молись о нас.
Святой Иоанн Мария Вианне — молись о нас.
Святая Екатерина Сиенская — молись о нас.
Святая Тереза Авильская — молись о нас.
Святой Владимир — молись о нас.
Святая Ольга — молись о нас.
Все святые Божии — молитесь о нас.
Будь милостив — избавь нас, Господи.
От всякого зла — избавь нас, Господи.
От всякого греха — избавь нас, Господи.
От вечной смерти — избавь нас, Господи.
Ради Воплощения Твоего — избавь нас, Господи.
Ради Твоей смерти и Воскресения Твоего — избавь нас, Господи.
Ради излияния Духа Святого — избавь нас, Господи.
Мы, грешники, Тебя молим — услышь нас.

Если есть крещаемые:

Чтобы Ты удостоил этих избранных возрождения благодатию крещения, Тебя молим — услышь нас.

При отсутствии крещаемых:

Благодатью Твоей освяти эту купель, возрождающую детей Твоих, Тебя молим — услышь нас.

Иисусе, Сын Бога Живого, Тебя молим — услышь нас.

Если есть крещаемые, священник со сложенными руками читает следующую молитву:

Всемогущий, вечный Боже, яви Своё присутствие в таинстве Твоей любви и для возрождения новых людей в крещальной купели ниспошли Духа усыновления, чтобы через наше смиренное служение совершилось действие Твоей силы. Через Христа, Господа нашего.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВОДЫ

42. Священник благословляет воду для крещения, произнося со сложенными руками следующую молитву:

Боже, Своею невидимою силою Ты творишь чудесные дела через знаки Таинств.

Ты многими образами в истории спасения подготовил водную стихию, чтобы через неё являлась благодать Крещения.

Боже, Твой Дух в начале носился над водами, чтобы уже тогда они вобрали в себя силу освящения.

Боже, Ты показал образ возрождения в водах потопа и явил в нём начаток Таинства, чтобы водами положить конец пороку и начало добродетелям.

Боже, Ты сподобил сынов Авраамовых перейти Красное море сухими стопами, чтобы народ, избавившийся от рабства фараона, стал прообразом народа крещёного.

Боже, Твой Сын во Иордане от Иоанна крестился, был помазан Духом Святым и, взойдя на крест, источил из раны в боку кровь и воду, а по Воскресении заповедал ученикам Своим: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»

Обрати взор Твой на Церковь Твою и на тех, кого Ты удостаиваешь крещальных вод. Да примет эта вода Духом Твоим Святым благодать Единородного Твоего Сына, чтобы человек, созданный по образу Твоему, в Таинстве Крещения омылся от всякой скверны греха и удостоился нового рождения от воды и Духа Святого.

Погружая, по возможности, пасхал один или три раза в воду, продолжает:

Молим Тебя, Господи, да снизойдёт на эти воды через Сына Твоего сила Духа Святого,

и, держа свечу в воде, продолжает:

чтобы все, через Крещение погребённые со Христом в смерть, с Ним же в жизнь совоскресли. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

43. Вынимает свечу, народ возглашает:

Благословите, источники, Господа; пойте и превозносите Его во веки.

Или иной принятый возглас.

44. Катехумены отрекаются от сатаны, произносят Символ Веры и принимают Крещение.

Сразу после Крещения взрослые новокрещённые принимают Миропомазание (если присутствует епископ или священник, имеющий право преподавать это таинство).

45. При отсутствии крещаемых, или если не благословлялась купель, священник благословляет воду, произнося следующую молитву:

Возлюбленные братья и сёстры, смиренно попросим Господа Бога нашего, чтобы Он благословил воду для нашего окропления в воспоминание нашего Крещения. Он Сам да соблаговолит обновить нас, чтобы мы были верны Духу, которого приняли.

После краткой молитвы в молчании священник со сложенными руками продолжает:

Господи Боже наш, бодрствуя в эту святую ночь, мы вспоминаем предивное дело творения и ещё более предивное дело нашего искупления. Услышь прошения народа Твоего и удостой эту воду благословения Твоего. Ты сотворил её, чтобы орошать ею землю, подкреплять и очищать наши тела. Вода была орудием милосердия Твоего; через неё Ты вывел народ Твой из рабства и ею усмирил ропот его в пустыне. Пророки вещали о ней как о знамении Нового Завета, который ты желал заключить с людьми. И через воду, освящённую Христом в Иордане, Ты обновил в возрождающей купели наше павшее естество. Да напомнит нам эта вода принятое Крещение, чтобы мы радовались с нашими братьями и сёстрами, крещёнными в пасхальные торжества. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

ОБНОВЛЕНИЕ ОБЕТОВ КРЕЩЕНИЯ

46. По окончании обрядов Крещения (и Миропомазания) или, если не было Крещения, после благословения воды, все, стоя и держа в руках зажжённые свечи, обновляют обеты Крещения.

Священник обращается к верным с такими или подобными словами:

Возлюбленные братья и сёстры! Через Пасхальную Тайну в Крещении мы соединились со Христом в Его погребении, чтобы с Ним войти в новую жизнь. Поэтому, завершив сорокадневный пост, обновим обеты святого Крещения, которыми мы некогда отреклись от сатаны и всех дел его и обещали служить Богу и святой Вселенской Церкви.

Посему спрашиваю каждого из вас:

Отрекаетесь ли вы от сатаны?

— Отрекаюсь.

И всех дел его?

— Отрекаюсь.

(Или:

Отрекаетесь ли вы от греха, чтобы жить в свободе сынов Божиих?

— Отрекаюсь.

Отрекаетесь ли вы от соблазнов неправедной жизни, чтобы грех не господствовал над вами?

— Отрекаюсь.

Отрекаетесь ли вы от сатаны, виновника и князя греха?

— Отрекаюсь.)

Затем священник продолжает:

Веруете ли вы в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли?

— Верую.

Веруете ли вы в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, рождённого от Девы Марии, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

— Верую.

Веруете ли вы в Духа Святого, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?

— Верую.

И священник завершает:

И пусть Всемогущий Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, возродивший нас от воды и Духа Святого и даровавший нам отпущение грехов, сохранит нас Своею благодатью для жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем.

— Аминь.

47. Священник окропляет верных освящённой водой. В это время все поют антифон.

Антифон

Видел я воду, истекающую из правой стороны храма, аллилуйя;

И все, кого достигает эта вода, исцеляются и восклицают: аллилуйя, аллилуйя.

48. Новокрещённые направляются на место, приготовленное для них среди верных. Если благословение купели совершалось не в крещальне, то служители относят купель в специально отведённое для неё место.

Если не было благословения купели, то служители относят освящённую воду в специально для неё отведённое место.

49. После окропления верных предстоятель возвращается на своё место. Не читается «Верую». Следует Всеобщая молитва, в которой новокрещённые участвуют в первый раз.

МОЛИТВА ВЕРНЫХ

Возлюбленные братья и сёстры, в эту ночь мы празднуем Воскресение Господа нашего, посему с великою радостью и упованием вознесём к Нему наши молитвы.

Христе, Царь славы, внемли нам.

1. Господи Иисусе, из Твоего пронзённого копьём ребра родилась Церковь; наполни Её пасхальным ликованием и изобилием Твоих даров.

2. Господи Иисусе, Агнец Божий, Ты умер и воскрес ради всех нас; привлеки к Себе всех людей и даруй им участвовать в Твоей Божественной жизни.

3. Господи Иисусе, Свет невечерний, просвети всех, не знающих Тебя, и даруй им живую веру, непоколебимую надежду и совершенную любовь.

4. Господи Иисусе, отверзший кающемуся разбойнику врата небес, даруй усопшим участие в славе Твоего Воскресения.

5. Господи Иисусе, своим крещением мы умерли и воскресли вместе с Тобою; соблюди нас в Твоей благодати и любви.

Господи Иисусе, смертью Своею смерть поправший, услышь моления, которые мы возносим к Тебе, и помоги нам жизнью своею свидетельствовать перед миром о Твоём Воскресении, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИЯ

50. Священник подходит к алтарю и начинает Евхаристическую Литургию в обычном порядке.

51. Рекомендуется, чтобы хлеб и вино принесли новокрещённые.

52. МОЛИТВА НАД ДАРАМИ

Молим Тебя, Господи, прими прошения народа Твоего, приносимые вместе с дарами. Пусть эта жертва, начавшаяся в Пасхальной Тайне, поможет нам достичь жизни вечной. Через Христа, Господа нашего.

53. 1 Префация Пасхи со словами «В эту ночь».

1 ПРЕФАЦИЯ ПАСХИ

С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно, должно и спасительно Тебя, Господи, исповедовать во все времена, но особенно — восхвалять Тебя в эту ночь, когда заклан за нас Христос, Пасха наша. Ибо Он есть истинный Агнец, Который взял грехи мира. Своей смертью Он разрушил нашу смерть и воскресением восстановил нашу жизнь. Поэтому, когда мир наполняется пасхальной радостью, ликует вся земля; и небесные силы, и ангельские воинства песнь славы Твоей воспевают, непрестанно взывая: Свят…

54. Если произносится Римский канон, разделы «В единстве» и «Просим Тебя, Господи» заменяются предписанными вариантами.

В ЕМ 2-3 воспоминание тайны дня

55. ПРИЧАСТНЫЙ АНТИФОН
       1 Кор 5, 7-8

Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать с опресноками истины и чистоты. Аллилуйя.

56. МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Господи, наполни нас духом Твоей любви, чтобы, укреплённые Пасхальным Таинством, мы по благодати Твоей стали едины сердцем и душою. Через Христа, Господа нашего.

57. Перед благословением священник может возгласить:

Христос воскрес!

Народ отвечает:

Воистину воскрес!

Эти возглашения можно повторить троекратно.

58. При отпусте диакон или священник произносит:

Идите в мире Христовом. Аллилуйя, аллилуйя.

Все:

Благодарение Богу. Аллилуйя, аллилуйя.

КРЕСТНЫЙ ХОД СО СВЯТЫМИ ДАРАМИ

59. Пасхальный Крестный ход является торжественным провозглашением Воскресения Христа и призывом ко всякому творению участвовать в победе Воскресшего Господа.

60. В зависимости от традиций и местных условий крестный ход совершается по окончании Навечерия Пасхи или утром перед первой Св. Мессой.

61. Священники, сослужащие в Мессе, облачаются в орнаты, остальные могут облачиться в капы, диаконы могут надеть белые далматики.

КРЕСТНЫЙ ХОД ПОСЛЕ НАВЕЧЕРИЯ ПАСХИ

62. Если Крестный ход совершается после Навечерия Пасхи, в конце Мессы опускаются благословение и отпуст. Сразу по окончании Молитвы после Причащения духовенство и служители следуют ко Гробу Господню.

63. Диакон или священник выставляет Святые Дары, священник окаждает их.

64. Исполняется торжественное песнопение в честь Воскресшего Господа. Священник напоминает верным о значении Крестного хода такими или подобными словами:

Во время Навечерия Пасхи мы услышали призыв: «Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные, и да возвестит труба спасения победу столь славного Царя! Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, и, наполняемый сиянием вечного Царя, весь мир да познает своё избавление от мрака! Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света! И да исполнится это место великого гласа людского…» Послушные этому призыву, последуем с Крестным ходом за Воскресшим Господом, чтобы исповедовать нашу веру в Его победу над смертью и сатаной. Возблагодарим Воскресшего Господа, присутствующего среди нас в Святых Дарах, за то, что Он открыл верующим врата Царствия Небесного.

65. Священник провозглашает:

Христос воскрес!

Народ отвечает:

Воистину воскрес!

Эти возглашения произносятся трижды.

66. Служитель подает священнику наплечный плат. Священник берёт дароносицу, и начинается Крестный ход с торжественным пением в честь Воскресшего Христа.

67. Во главе Крестного хода несут крест, предназначенный для процессии, украшенный красной столой, и образ Воскресшего Христа. Если возможно, процессия выходит наружу, обходит храм один раз или три раза.

68. По возвращении к главному алтарю крест и образ Воскресшего Христа устанавливаются вблизи алтаря.

Священник запевает гимн «Тебя, Бога, хвалим». По окончании гимна священник поёт:

Небо и земля возвеселились. Аллилуйя.

Все:

Воскресению Твоему, Христе. Аллилуйя.

Затем священник произносит молитву:

Помолимся. Боже, Ты Пасхальной Жертвой Христа даровал Своему народу спасение. Ниспошли ему обилие Твоих даров, чтобы он достиг полной свободы и радости жизни вечной, которую Ты позволяешь ему вкушать на земле. Через Христа, Господа нашего.

69. Священник благословляет верных Святыми Дарами, после чего помещает Гостию в дарохранительницу.

70. После этого исполняют пасхальный антифон Пресвятой Деве Марии «Царица Небесная».

КРЕСТНЫЙ ХОД УТРОМ

71. Если Крестный ход совершается утром, после Навечерия Пасхи Святые Дары могут быть выставлены для поклонения на всю ночь или на несколько вечерних и утренних часов перед Крестным ходом. После Навечерия Святые Дары выставляются в дароносице, не закрытой вуалью.

72. Во время поклонения не подобает петь песни о Страстях Господних. Можно совершать поклонение в тишине или петь пасхальные и евхаристические песнопения. Можно также читать славные тайны Розария.

73. В назначенное время священники, духовенство и служители следуют ко Гробу Господню. В это время хор или верные могут петь Входное песнопение.

ВХОДНОЙ АНТИФОН

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и всем смертным жизнь даровав.

Можно петь иное песнопение.

74. Священник провозглашает:

Христос воскрес!

Народ отвечает:

Воистину воскрес!

Эти возглашения произносятся трижды.

75. Подойдя ко Гробу Господню, священник кратко совершает поклонение Святым Дарам и затем окаждает их.

76. Священник напоминает верным о значении процессии такими или подобными словами:

Во время Навечерия Пасхи мы услышали призыв: «Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные, и да возвестит труба спасения победу столь славного Царя! Да радуется земля, озаряемая столь дивным светом, и, наполняемый сиянием вечного Царя, весь мир да познает своё избавление от мрака! Да веселится и Матерь Церковь, украшенная блистанием света! И да исполнится это место великого гласа людского…» Послушные этому призыву, последуем с Крестным ходом за Воскресшим Господом, чтобы исповедовать нашу веру в Его победу над смертью и сатаной. Возблагодарим Воскресшего Господа, присутствующего среди нас в Святых Дарах, за то, что Он открыл верующим врата Царствия Небесного.

77. Служитель подает священнику наплечный плат. Священник берёт дароносицу, и начинается Крестный ход в честь Воскресшего Христа.

78. Во главе Крестного хода несут крест, предназначенный для процессии, украшенный красной столой, и образ Воскресшего Христа. Если возможно, процессия выходит наружу, обходит храм один раз или три раза.

79. По возвращении к главному алтарю крест и образ Воскресшего Христа устанавливаются вблизи алтаря. Священник устанавливает дароносицу на алтарь и преклоняет колени. Когда верные войдут в храм, начинается пение «Эту тайну пресвятую…» В это время священник окаждает Святые Дары. По окончании гимна священник поёт:

Небо и земля возвеселились. Аллилуйя.

Все:

Воскресению Твоему, Христе. Аллилуйя.

80. Священник благословляет верных Святыми Дарами, после чего помещает Гостию в дарохранительницу.

81. В Св. Мессе, совершаемой непосредственно после Крестного хода, опускается Входное песнопение, обряд покаяния и «Господи, помилуй».

Священник следует на предстоятельское место и приглашает верных к Мессе следующими или подобными словами:

Во второй Мессе Пасхи мы благодарим Бога за новую жизнь, источником которой является Воскресение Христа, нашего Спасителя. Вместе со всей Церковью мы поём гимн поклонения.

Поется Великое славословие. Гимн может сопровождаться звоном всех колоколов.

82. После Причащения верных поётся гимн «Тебя, Бога, хвалим». После гимна следуют Молитва после Причащения, благословение и отпуст.

83. Если крест главного алтаря стоит свободно, то красная стола должна быть на его перекладине. Не подобает ставить два креста рядом с алтарём.

Комментарии закрыты.

Видео храма

×