Вспоминаем об учениках Христовых в июне

Торжество Пресвятых Тела и Крови Христа 

Тело и кровьДо 1970 г. этот праздник носил наименование «праздника Божия Тела». Первый раз его отмечали в 1247 г. в Льеже (Бельгия) по распоряжению местного епископа Роберта. Его возникновение связано со средневековым евхаристическим благочестием, причем особое значение имели следующие факторы: 1. Характерное для того времени желание «созерцать хостию», которое в условиях строгой покаянной дисциплины для многих грешников было единственной возможностью приобщиться к Евхаристии. 2. Желание подчеркнуть реальное присутствие Христа в Евхаристии с целью антиеретической полемики. 3. Желание удостоить особым почитанием величие Божьего присутствия в Евхаристии, что не вязалось с постным характером службы Великого четверга (когда служится Месса в воспоминание Тайной Вечери). 4. Видение монахини Юлиании, в котором Иисус потребовал установить специальное празднество в честь Евхаристии. Папа Урбан IV (1261 – 1264 гг.) распространил празднование на всю Церковь и назначил для него определенное время – четверг второй недели по Пятидесятнице. В конце XIII столетия в Германии появился обычай устраивать процессию со Святыми Дарами, который впоследствии распространился и на другие страны. В Римской своей форме процессия включала шествие с Дарами, сопровождаемое песнопениями и завершаемое благословением. В Германии существовал другой тип процессии, связанный с молитвой об урожае и защите посевов от вредителей. Он предусматривал четыре остановки (что соответствовало четырем сторонам света) с чтением Евангелия на каждой из них. Современная форма процессии в день Божия Тела представляет собой синтез вышеуказанных форм: предусмотрены четыре остановки у четырех специально сооруженных в этот день алтарей с чтением Евангелия и благословением Дарами. В дальнейшем для процессии стала свойственна также драматизация, театральные сценки и т.п. В Германии и Голландии в связи с этим праздником возник обычай выставления Святых Даров. Месса обычно совершалась после процессии при выставленных Дарах. Однако данная практика была запрещена ныне действующей инструкцией о культе Евхаристии, а процессия теперь проводится после Мессы. В связи с тем, что четверг является рабочим днем, во многих странах мира праздник Божия Тела переносится на ближайшее воскресенье. Это имеет место и у нас в России.

Сердце ИисусаТоржество Пресвятого Сердца Иисуса (в пятницу на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых).В этом году — 3 июня

С древних времен Церковь почитала жертвенную любовь Христа, выраженную в символах Сердца и Доброго Пастыря. Его средневековой формой был культ Христовых ран и увенчанной тернием главы Христовой. Однако своей кульминации почитание Пресвятого Сердца достигло уже Новое Время под влиянием devotio moderna («нового благочестия», практикуемого в общинах «Братьев совместной жизни» в Нидерландах), деятельности монашеских орденов иезуитов, ораториан и прозрений мистиков. Французский священник эпохи Людовика XIV (вторая половина XVII века) св. Жан Од, духовный отец монахини Марии Маргариты Алакок, в видениях которой Сам Иисус просил установить праздник в честь Его Сердца, первым получил разрешение отслужить соответствующую Мессу. Было это в 1672 г. В 1856 г. папа Пий IX распространил празднование на всю Церковь. Папа Лев XIII поднял его ранг и рекомендовал посвящение всего мира Сердцу Иисуса. Он также утвердил вотивную Мессу Сердцу Иисуса, которая отныне должна была совершаться по первым пятницам месяца. Папа Пий XII посвятил почитанию Сердца Иисуса специальную энциклику (1956 г.). Резкие протесты против культа Сердца Иисуса раздавались в лагере янсенистов (оппозиционное движение в Католической Церкви XVII-XVIII веков, в конце концов отделившееся от нее) и среди богословов-рационалистов эпохи Просвещения. Уже в XX столетии попытку дать более глубокое обоснования практике почитания Сердца Иисуса предпринял виднейший немецкий богослов-иезуит Карл Ранер. Он указал на символическое значение «сердца» как пра-Слова, пра-Понятия, на котором основываются Священное Писание и древняя церковная практика, а также как центра личности, средоточия человеческого «я» как такового. Тем самым мы можем говорить о богословско-антропологических основаниях данного культа. Сердце Иисуса – это центр Его воспринятой ипостасью Слова человечности, исполненное милосердной любви Богочеловечество Христово. Литургические тексты праздника подчеркивают необходимость уподобления сердцу Иисуса и умению узнавать Его в братьях, а префация указывает на пробитое копьем Сердце Иисуса как источник освящающей благодати таинств Крещения и Евхаристии, без которых невозможно Спасение. В современном церковном календаре Сердцу Иисуса, кроме специального праздника, посвящаются каждая первая пятница месяца и весь месяц июнь.

Праздник Святого Антония Падуанского – 13 июня

Святой  Антонии  Падуанский , монах  и  великий   учитель  Церкви , родившийся  в 1195 году  и  усопший  в  1231 году. Святой  Антоний  Падуанский  является  Патроном  Францисканской  Кустодии  Святой  Земли .

Происхождение  этого  святого  из  Португалии  и  его  имя  до  принесения  обетов  монашества  было Фернанд . Это  имя  Антоний  взял в  честь  Святого  Антония , египетского   монаха. Родился  в  Лиссабоне  в  аристократической  семье  , после  окончания  обучения  в  Университете  Коимбрии  стал  каноником  Кафедрального   Собора  города . Сперва   присоединился  к  Ордену  Августинцев , однако  позже  оставил  его , ощутив   призвание  к  жизни  в  Ордене , созданным  Святым  Франциском  Ассизским , принеся  обеты   Ордену  Братьев  Меньших  Францисканцев .

Святой  Антоний  Падуанский  известен , как  один  из  самых  одарённых  проповедников  Средних  веков . Как   правило , он  изображается  разговаривающим  со  Святым  Франциском  Ассизским  или  держащим  младенца  Иисуса , сидящего или  стоящего  на  его  книге . Святой   Антоний   совершал  чудеса  и  исцелял   больных. Одно  из  самых  знаменитых из  них  произошло в  Римини , когда для того , чтобы  обратить  еретиков  города , не  желавших  внимать  Слову  Божьему, Антоний  обратился с  проповедью к   рыбам , собравшимся  вокруг  святого в большом  количестве и  смиренно  выслушавшим его .

Трогателен  рассказ о ребёнке , найденным  мёртвым  в колыбели , когда  его  мать  ушла  из  дома послушать  проповедь   святого . Женщина в  отчаянии  вернулась  в  церковь, взывая  о чуде , и Антоний  успокоил её , трижды  произнеся  такие  слова : «Смотри , Бог  покажет тебе  доброту!». Когда  она  вернулась  домой, она  нашла  ребёнка  играющим  в  камушки .

После  первых же проповедей  оказалось , что  ни одна  церковь не  могла  вместить  толпу, которая  по  оценкам  первых  агиографов , достигала  около тридцати  тысяч  слушателей . Он  начал выходить  на  площади . Святой  Антоний  говорил  о  Боге , осуждал  пороки , призывал к добру , призывал  к  покаянию  и  исповеди .

Уже  будучи  тяжело  больным , Антоний  отправился в  монастырь  в  Кампосампьеро, неподалеку  от  Падуи . По  его  просьбе , там  ему  соорудили  келью  в  ветвях  старого  ореха , где Антоний  и  провёл свои  последние  дни. Душа  святого  оставила  этот  мир 13  июня 1231 года .

22 июня 
Святaя Мессa в память Святого
Хосемарии Эскрива, Основателя Opus Dei.

 Opus Dei помогает найти Христа в работе, в семейной жизни и других повседневных занятиях.

Оpus Dei распространяет весть о том, что для всех христиан профессиональная работа и повседневный долг – это путь к святости. ”Главное для Оpus Dei то, что он никого не отрывает от его мирских занятий. Напротив, он призывает людей исполнять свои общественные и церковные обязанности с максимальным тщанием.” У Дела Божия мирской (светский) по сути дух: Оpus Dei служит Церкви и обществу, призывая христиан к святости и личному апостольству именно там, где протекает их жизнь.

Вот главные особенности этого духа:

Богосыновство. Христианин – сын Божий в силу своего крещения. Для понимания духа Оpus Dei эта великая истина христианства особенно важна. ”Богосыновство, – по словам его основателя, – это фундамент, на котором зиждется дух Оpus Dei”. Подготовка, которую осуществляет Прелатура, рождает в людях живое чувство богосыновства и дает им силы вести себя, как подобает детям Божиим. Она помогает довериться Божественному провидению, почувствовать простоту в общении с Богом, истинную любовь к миру, вселяет выдержку и оптимизм. Она помогает обрести подлинное чувство собственного достоинства и братства между людьми.

Повседневная жизнь. Кто понимает великое значение повседневной жизни, тот сознает и непреходящую ценность малых дел, наполняющих бытие обычного христианина. ” Великая святость – в ежеминутном исполнении малого долга”, – учит основатель Оpus Dei. Примерами подобных мелочей могут служить незначительные поступки, в которых проявляются уважение к другим, желание служить ближнему, чуткость и тактичность, стремление к порядку и пунктуальности. Такие скромные дела, будучи исполненными во имя Божие, имеют огромное значение для христианской жизни. Для большинства людей супружеская и семейная жизнь – одна из этих повседневных реальностей, которая открывает путь к святости.

Освящать работу. Освящение повседневной работы – это стержень, на котором держится духовная жизнь обычного христианина. Освящать свой труд – значит, стремиться к совершенству в работе: по человеческим меркам доводить начатое до совершенства, т.е. быть профессионально компетентным, и уметь работать, стремясь к совершенству в христианском смысле, т.е. из любви к воле Божией и ради служения ближнему.

Любовь к свободе. Члены Оpus Dei обладают такими же правами и обязанностями, как и любые другие граждане. Идет ли речь о политике, экономике, культуре и т.д., они действуют свободно и несут ответственность за свои поступки. Решая жизненные вопросы, они не прикрываются авторитетом Церкви или Opus Dei и не настаивают, что только их решения совместимы с христианской верой. Такое поведение требует уважения к чужому мнению и свободе.

Молитвенная и жертвенная жизнь. Дух Оpus Dei призывает к жизни, полной молитвы и покаяния, поддерживающей в членах Прелатуры горячее желание освящать обыденные занятия. Поэтому, у членов Оpus Dei есть свои благочестивые правила: духовное размышление, ежедневное участие в Божественной Литургии, частая исповедь, чтение и размышление над Евангелием и т.п. Почитание Божьей Матери занимает важное место в жизни членов Оpus Dei. Чтобы уподобиться Христу, они приносят жертвы, в особенности такие, которые помогают в полной мере исполнить свой долг и делают радостнее жизнь других – отказ от мелких удовлетворений, пост, милостыня и т.п.

Любовь и апостольское служение. Члены Оpus Dei стремятся свидетельствовать о своей христианской вере. Основатель пишет: ”Исполняя наши повседневные обязанности, трудясь рука об руку с нашими товарищами, друзьями, родными, разделяя с ними наши интересы, мы можем помочь им приблизиться ко Христу”. Христианин осуществляет свое апостольское служение сначала на примере своей жизни, а только потом прибегая к словам. Это стремление открыть Христа другим неотделимо от желания содействовать решению социальных и материальных проблем тех, кто живет вокруг нас.

Цельность жизни. Близость к Богу, освящение земных занятий и апостольское рвение гармонично сочетаются в ”простой и твердой цельности жизни”. Этими словами св. Хосемария Эскрива подытожил смысл христианского бытия. ”Цельность жизни, – учит св. Хосемария Эскрива, – необходимое условие, без которого нельзя освящаться в повседневности, в работе, в семье и в обществе”. Христианину, трудящемуся в миру, пристало избегать ”соблазна двойной жизни, распространенного и тогда, и теперь: по одну сторону – жизнь внутренняя, связь с Богом, по другую, совсем отдельно – профессиональная, социальная, семейная, где толпятся и кишат мелкие земные дела. Нет, дети мои! Мы так жить не можем! Мы – христиане, а не шизофреники. Жизнь – одна, ее мы и должны освятить, наполнить Богом и плоть, и дух”. 

29 июня   День святых апостолов Петра и Павла 

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.

Праздник святых апостолов Петра и Павла (Feast of SS. Peter and Paul) сначала был введен в Риме, епископы которого по учению Западной Церкви считаются преемниками апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах.

Петр (первоначальное имя Симон) занимался рыбной ловлей и был призван Иисусом Христом в апостолы вместе с братом Андреем. Петр получает предназначение стать «основанием» церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. Согласно учению Римско-католической церкви, это наречение (и особенно слова о «ключах от Царства Небесного») указывает на то, что Петру была вручена реальная власть и юридические полномочия, и что эти полномочия — в силу того, что церковь будет существовать до скончания времен, — должны быть переданы его преемникам. Петр был первым из апостолов, кому Христос явился после своего воскресения. После смерти Христа Петр занимался проповеднической деятельностью.

В Католической Церкви согласно положению Петра как «главы апостолов» и преемника Христа, существует учение о примате Римского папы как единого главы церкви.

Павел (до крещения Савл), первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Его воззрения сыграли огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии.

Павел родился в малоазийском городе Тарс в фарисейской семье. Ревнитель еврейского закона, Савл жестоко преследовал христиан, считая, что это вредное еретическое учение. Испытав чудесное видение на пути в Дамаск, Савл принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников. Павел почитается церковью как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет.

Оба апостола приняли мученическую смерть за веру Христову в один день (67 год н.э.) в Риме. Павел, как римский гражданин, «усечен мечом» (то есть обезглавлен), Петр распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли «стремглав» (то есть вниз головой). Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора святого Петра.

1 комментарий

  1. По благословению Владыки Филарета 20 ноября в нижней церкви прихода храма Воскресения Христова был совершен благодарственный молебен по случаю 15-летия возрождения белорусского казачества.

Оставить комментарий

Видео храма

×