Вспоминаем об учениках Христовых в мае

Вознесение Господне -25 мая

Важность праздника Вознесения Господня наступающего через сорок дней после Пасхи.

ascension_maronite

Торжество Вознесения Господня, будучи частью Пасхального цикла, празднуется на сороковой день после Пасхи и является одним из главных и древнейших христианских праздников. Его литургическое празднование известно уже в 4 в.. В Иерусалиме оно тогда праздновалось в рамках праздника Пятидесятницы и сопровождалось процессией на Масличную гору, откуда Иисус вознесся в небо. Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о Вознесении Господнем говорится, вслед за Его Воскресением, как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (напр.,1 Тим 3. 16 и др.). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

О событии Вознесения повествуется в евангелии от Марка и от Луки, а также в Деяниях Апостолов. После Своего Воскресения, Иисус в течение 40 дней является Своим не до конца еще уверовавшим ученикам, сначала в Иерусалиме, затем в Галилее, тем самым готовя рожденную Им на Кресте Церковь к крещению Святым Духом, чтобы она могла продолжать на земле Его дело и нести Благую Весть всему творению. С приближением праздника Шавуот — Пятидесятницы — ученики возвращаются в Иерусалим, где Иисус в последний раз является им и дает последние наставления и благословение на благовестие всем народам, после чего на их глазах возносится в небо. Но это не разлука, потому что, говорит Иисус, «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).»

« Он теперь не в Иерусалиме, не в Вифлееме, не в Назарете, не на горе или в долине, у моря или в городе, а — всюду. Он воссел одесную Отца, Он пребывает там, где Бог пребывает — повсюду. Поэтому в любом месте земли, в любое время дня и ночи, мы всегда можем призвать Его, и Он будет рядом с нами. Он будет наш Господь, Он будет слышать нас, потому что Он с нами во все дни до скончания века.» (А.Мень, проповедь на Вознесение)

В этот день Церковь вспоминает последнее явление Воскресшего Его ученикам, знаменующее завершение Его земной миссии — дела нашего спасения — от Его Воплощения до Его искупительной смерти, Воскресения и Вознесения в небо, где Он воссел во славе одесную Бога Отца. «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин 16,28). Вознесение Господа на небо означает полноту нашего спасения: Искупление завершилось, когда Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, как вечный Перврсвященник вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9. 12, 24-26). И ныне Христос, восседая на престоле со Отцем Своим, всегда ходатайствует за нас, чтобы до конца спасти приходящих чрез Него к Богу. Нам же надо помнить всегда, что истинное житие наше есть на небесах со Христом (Филип. 3,20), согласно Его обетованию: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2 — 3); ибо если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем, с Ним и царстврвать будем (ср. 2Тим 2,11-12).

Вознесением Своим Иисус соединил небо и землю: мистическое Тело Его — Церковь — пребывает на земле, но глава его — Христос — уже царствует в небе. То, что Иисус воссел одесную Отца, означает пришествие Царства Мессии, исполнение видения пророка Даниила о Сыне Человеческом « И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится»(Дан 7,14). С этих пор апостолы стали свидетелями «Царствия Его», которому «не будет конца». И это свидетельство стало возможным, потому что в Себе Самом Иисус вознес человеческую природу на небо и тем подготовил человека к принятию Духа.

На земле же, с вознесением Господа и в ожидании Его второго пришествия во славе, завершается время «осязания» и начинается время веры. «Зримое во Спасителе нашем заключено ныне в таинствах. Вера наша должна быть совершенною и сильнейшею, потому что наставление заняло место видения, и веления его следует принимать оттоле сердцам верных, просвещенным светом с небес» (Св. Лев Великий, Слово 2 о Вознесении). Вознесенный на небо и прославленный, совершивший Свою миссию до конца, Иисус остается на земле в Своей Церкви, которая есть «зачаток и начало Царства Христова на земле» (Lumen Gentium 3:5). Положив начало Церкви, Он предоставил дальнейшее ее устроение апостолам при содействии Св. Духа, которого они имели получить в великий день св. Пятидесятницы.осязания

День Фатимской Божьей Матери – 13 мая

В Португалии, в городе  Фатиме, там, где 12 мая 1917 года  трое детей видели  Богородицу. Явление Девы Марии детям началось 13 мая, и в этот день Католическая Церковь отмечает день Фатимской Божьей Матери.

В Фатиме Дева Мария открыла детям три «секрета». Первые два были оглашены сестрой Люсией, единственной из всех троих, достигшей взрослого возраста ( она стала монахиней-кармелиткой  и скончалась в 2005 году в возрасте 97 лет).Первый секрет касался видений Ада, второй говорил, как спасти людей от Ада. Третий был оглашён в 2000  году, по указанию Папы Иоанна Павла , и касался убийства папы и других религиозных лидеров. Сразу же многие комментаторы связали его с покушением на жизнь Папы Иоанна Павла II в 1981 году.

По пути в Португалию, в 2010 году, Папа Бенедикт ХVI ответил на вопросы о.Фредерико Ломбарди, главы пресс-центра Ватикана.

«Прежде всего, я хочу сказать, что я счастлив посетить Фатиму и молиться Фатимской Божьей Матери. Для нас Фатима – это знак присутствия веры, знак того, что именно от малых берёт вера силы свои; знак, который является вестью всему миру и касается истории здесь и сейчас, проливает свет на эту историю. В 2000 году, во время оглашения ( третий секрет был оглашён кардиналом Рацингером,) я сказал, что явление Богородицы – сверхъестественное явление,   которое   не есть порождение человеческой фантазии, но исходит от  самой Девы Марии – от источника сверхъестественного. Помимо  великого видения  страданий Папы, которые можно, в первую очередь отнести к Папе Иоанну Павлу II, даётся указание на события, касающиеся будущего Церкви, которые ныне постепенно обретают форму  и становятся очевидными. Поэтому, действительно, помимо моментов, обозначенных в видении, просматривается неизбежность страданий Церкви, которые, естественно отражаются через личность Папы. Поскольку Папа есть часть Церкви, то его страдания  и есть предсказанные страдания Церкви.

Господь говорил нам, что Церковь будет страдать постоянно и многообразно до скончания века. Важно то, что весть, ответ Фатимы, по-сути, не направлен на некие частные случаи, он относится к фундаментальным понятиям: т.е.к постоянному обращению, раскаянию, молитве, он направляет нас к трём богословским добродетелям: вере, надежде и милосердию. Таким образом, мы видим здесь истинный, основополагающий ответ, который должна дать Церковь – который мы, каждый из нас, должен дать в этой ситуации. Что же касается нового аспекта, который можно найти в этом послании сегодня, то это тот факт,что на Папу и Церковь покушаются не только извне. Страдания Церкви исходят как раз изнутри самой Церкви, от греха, который существует в самой Церкви. Об это всегда было известно, но сегодня все это видно в ужасающем масштабе: самое большое преследование Церкви исходит не от врагов, но рождается от греха в Церкви. Поэтому Церкви крайне необходимо вновь научиться покаянию, принять очищение, с одной стороны, научиться прощать, а с другой — научиться справедливости. Прощение не заменяет собою справедливость. Одним словом, мы должны снова обучиться самому главному: обращению, молитве, покаянию и богословским добродетелям.

В этом наш ответ; мы реалисты и понимаем, что зло всегда атакует, атакует изнутри и извне. Однако силы добра также всегда присутствуют и , в конце концов, Господь сильнее зла и Божья Матерь является для нас видимой, материнской гарантией  блага Божьего, которое есть последнее слово в истории.»

День св.Матфия – 14 мая

matthias_apostleМатфий, согласно гл.1  Деяний Апостолов,  был избран апостолом после вознесения Иисуса на небо.

Праздником Пятидесятницы завершается Пасхальное время литургического года. Наступает продолжение Рядового времени (оно начинается в понедельник после праздника Крещения Господня и прерывается периодами Великого Поста и Пасхи), когда не празднуется особый аспект тайны Христа, но вспоминается сама тайна Христа в своей полноте. Однако три праздника Рядового времени привязаны к Пасхальному циклу, а потому носят подвижный характер.

Торжество Пресвятой Троицы (первое воскресенье после Пятидесятницы).В этом году — 11 июня

11 июня- ТОРЖЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

 С 14 века праздником Троицы в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы. Троица в христианских представлениях — Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого — животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной — от первой).

Как общецерковный праздник Торжество Пресвятой Троицы было введено папой Иоанном XXII в 1334 г. Однако уже Требнике Папы Геласия (ум. в 496 г.) предусматривал в воскресенье октавы Пятидесятницы специальную префацию (молитву введения в Евхаристический канон), посвященную Святой Троице. Эта префация имеет очень глубокое богословское содержание и, как полагают, была написана святым Папой Львом Великим. На Востоке молитвы дня Пятидесятницы имеют тринитарное содержание, что было связано с последствиями догматических споров. Поэтому на Востоке наименование «праздник Троицы» утвердилось как раз за днем Пятидесятницы. В Латинском же обряде данное торжество традиционно отмечают в первое воскресенье после Пятидесятницы. II Ватиканский Собор значительно обогатил трапезу слова этого дня. В чтениях тайна Святой Троицы явлена как реальность любви и мира и как непрестанно действующий Субъект. Вместе с тем, подчеркнута роль отдельных Лиц Троицы в этих деяниях. Видение Троицы является «икономическим» (греческое слово икономия в Посланиях Павла и у Святых Отцов использовалось в значении: «домостроительство Истории Спасения»), развертывается в перспективе Истории Спасения. Отец из любви к людям посылает на землю Своего Сына, Который, исполнив миссию Искупления, изливает в мир Духа Святого, дабы Он начертал в сердцах верующих образ Христа. Дух Святой делает это настолько совершенным образом, что Отец видит в нас Своего Сына. Тексты ныне используемых в Троицын день литургических молитв взяты из Тридентского Миссала, а префация – из Требника Папы Геласия.

18 июня  Торжество Пресвятых Тела и Крови Христа 

До 1970 г. этот праздник носил наименование «праздника Божия Тела». Первый раз его отмечали в 1247 г. в Льеже (Бельгия) по распоряжению местного епископа Роберта. Его возникновение связано со средневековым евхаристическим благочестием, причем особое значение имели следующие факторы: 1. Характерное для того времени желание «созерцать хостию», которое в условиях строгой покаянной дисциплины для многих грешников было единственной возможностью приобщиться к Евхаристии. 2. Желание подчеркнуть реальное присутствие Христа в Евхаристии с целью антиеретической полемики. 3. Желание удостоить особым почитанием величие Божьего присутствия в Евхаристии, что не вязалось с постным характером службы Великого четверга (когда служится Месса в воспоминание Тайной Вечери). 4. Видение монахини Юлиании, в котором Иисус потребовал установить специальное празднество в честь Евхаристии. Папа Урбан IV (1261 – 1264 гг.) распространил празднование на всю Церковь и назначил для него определенное время – четверг второй недели по Пятидесятнице. В конце XIII столетия в Германии появился обычай устраивать процессию со Святыми Дарами, который впоследствии распространился и на другие страны. В Римской своей форме процессия включала шествие с Дарами, сопровождаемое песнопениями и завершаемое благословением. В Германии существовал другой тип процессии, связанный с молитвой об урожае и защите посевов от вредителей. Он предусматривал четыре остановки (что соответствовало четырем сторонам света) с чтением Евангелия на каждой из них. Современная форма процессии в день Божия Тела представляет собой синтез вышеуказанных форм: предусмотрены четыре остановки у четырех специально сооруженных в этот день алтарей с чтением Евангелия и благословением Дарами. В дальнейшем для процессии стала свойственна также драматизация, театральные сценки и т.п. В Германии и Голландии в связи с этим праздником возник обычай выставления Святых Даров. Месса обычно совершалась после процессии при выставленных Дарах. Однако данная практика была запрещена ныне действующей инструкцией о культе Евхаристии, а процессия теперь проводится после Мессы. В связи с тем, что четверг является рабочим днем, во многих странах мира праздник Божия Тела переносится на ближайшее воскресенье. Это имеет место и у нас в России.

31 мая — Праздник Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы

Этот праздник, отмечающий радостное событие —  посещение Пресвятой Девой Марией Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, приходится на конец мая.

Он празднует встречу девы, которая чудесным образом родит сына, и немолодой женщины, которая также носит сына под сердцем. В момент их приветственного объятия происходит первая встреча их сыновей – Иисуса и Иоанна, хотя каждый ещё находится в утробе матери.

Елизавета, исполнившись Духом Святым, пророчествует о роли Марии:
«Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!  И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.» (Лк 1: 42-45) Здесь Мария является  перед нами, как благословенная мать Господа.

В ответ звучит вдохновенная песнь  — славословие Марии, которая стала ежедневной молитвой каждого католика :» Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,  что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;   что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;  и милость Его в роды родов к боящимся Его;  явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;  низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;  алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.» (Лк 1:46-55)

Торжество Пресвятого Сердца Иисуса

(в пятницу на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых).В этом году — 23 июня

С древних времен Церковь почитала жертвенную любовь Христа, выраженную в символах Сердца и Доброго Пастыря. Его средневековой формой был культ Христовых ран и увенчанной тернием главы Христовой. Однако своей кульминации почитание Пресвятого Сердца достигло уже Новое Время под влиянием devotio moderna («нового благочестия», практикуемого в общинах «Братьев совместной жизни» в Нидерландах), деятельности монашеских орденов иезуитов, ораториан и прозрений мистиков. Французский священник эпохи Людовика XIV (вторая половина XVII века) св. Жан Од, духовный отец монахини Марии Маргариты Алакок, в видениях которой Сам Иисус просил установить праздник в честь Его Сердца, первым получил разрешение отслужить соответствующую Мессу. Было это в 1672 г. В 1856 г. папа Пий IX распространил празднование на всю Церковь. Папа Лев XIII поднял его ранг и рекомендовал посвящение всего мира Сердцу Иисуса. Он также утвердил вотивную Мессу Сердцу Иисуса, которая отныне должна была совершаться по первым пятницам месяца. Папа Пий XII посвятил почитанию Сердца Иисуса специальную энциклику (1956 г.). Резкие протесты против культа Сердца Иисуса раздавались в лагере янсенистов (оппозиционное движение в Католической Церкви XVII-XVIII веков, в конце концов отделившееся от нее) и среди богословов-рационалистов эпохи Просвещения. Уже в XX столетии попытку дать более глубокое обоснования практике почитания Сердца Иисуса предпринял виднейший немецкий богослов-иезуит Карл Ранер. Он указал на символическое значение «сердца» как пра-Слова, пра-Понятия, на котором основываются Священное Писание и древняя церковная практика, а также как центра личности, средоточия человеческого «я» как такового. Тем самым мы можем говорить о богословско-антропологических основаниях данного культа. Сердце Иисуса – это центр Его воспринятой ипостасью Слова человечности, исполненное милосердной любви Богочеловечество Христово. Литургические тексты праздника подчеркивают необходимость уподобления сердцу Иисуса и умению узнавать Его в братьях, а префация указывает на пробитое копьем Сердце Иисуса как источник освящающей благодати таинств Крещения и Евхаристии, без которых невозможно Спасение. В современном церковном календаре Сердцу Иисуса, кроме специального праздника, посвящаются каждая первая пятница месяца и весь месяц июнь.

Тут пока нет комментариев.

Оставить комментарий

Видео храма

×