Вспоминаем об учениках Христовых в марте

15 марта Хофбауэр, Клеменс Мария. Память

Святой Климент Мария ХофбауэрКлеменс Мария Хофбауэр (нем. Clemens Maria Hofbauer) (26 декабря 1751 года, Тасовичи, Чехия — 15 марта 1820 года, Вена, Австрия) – святой Римско-Католической Церкви, член католического мужского монашеского ордена редемптористов (CSSR [2]), отшельник, проповедник, покровитель Вены. Родился 26.12.1751 года в Тасовичи, Моравия, Чехия, умер 15.03.1820 года, Вена, Австрия.

Клеменс Хофбауэр родился в городе Тасовичи (Tasovice, Tasswitz) в многодетной семье. При крещении получил имя Иоанн, которое впоследствии он изменил на Клеменс Мария, когда через двадцать лет после своего рождения принял монашество. В детстве мечтал стать священником, но из-за того, что его семья была бедной, не мог осуществить своё желание. Для того, чтобы подготовиться к поступлению всеминарию, он стал посещать местного священника, чтобы брать у него уроки латинского языка. После смерти отца в 1759 году он стал учеником пекаря, в 1770 году его приняли на работу пекарем в монастырь премонстратов.

С 1780 по 1784 года изучал богословие в Вене. 24.10. 1784 года принёс монашеские обеты в монашеской конгрегации редемптористов. 19.03.1785 года был рукоположен в священника.

Из-за сложной политической ситуации в Италии был вынужден покинуть страну и в 1787 году прибыл в Варшаву, где основал первый монастырь редемптористов за пределами Италии. Местный епископ поручил Клеменсу Марии Хофбауэру заниматься пастырской деятельностью среди немецкоязычных верующих, живших в Варшаве. Со временем католический храм святого Беннона стал центром активной миссионерской, благотворительной и просветительской деятельности Католической Церкви в Польше. С 1791 года он основывает в Варшаве многочисленные приюты и образовательные учреждения для сирот.

Активная пастырская и социальная деятельность редемптористов, находящихся в Варшаве, вызвала негативную реакцию у французских оккупационных властей и летом 1808 года Клеменс Мария Хофбауэр был вынужден вместе с другими монахами покинуть Польшу и вернуться в Австрию. В 1809 году французские войска напали на Вену. Клеменс Мария Хофбауэр, будучи капелланом венской больницы, ухаживал за раненными солдатами. Венский архиепископ, видя его пастырское рвение, назначил Клеменса Марию настоятелем итальянской церкви, в которой он прослужил четыре года. В 1813 году он был назначен настоятелем церкви святой Урсулы и стал исповедником монахинь из ордена урсулинок.

Культурная деятельность

Клеменс Мария Хофбауэр повлиял на религиозное возрождение в Австрии, основав в Вене библиотеку, издавая религиозные периодические издания. Он был духовным руководителем венской интеллигенции, оказал влияние на обращение в христианство представителей австрийского романтизма Захарии Вернера, Адама Генриха Мюллера, художников Йозефа фон Эйхендорфа, Филиппа Фейта. Благодаря многочисленным знакомствам и связям с австрийской аристократией, Клеменс Мария помешал осуществлению попыток австрийских властей основать национальную немецкоязычную Церковь, предотвратив раскол Католической Церкви в немецких государствах.

Прославление

Клеменс Мария Хофбауэр был причислен к лику блаженных 29.01.1888 года римским папой Львом XIII, 20.05.1909 года был причислен к лику святых римским папой Пием X.

День памяти в Католической церкви – 15 марта. Изображен на австрийской почтовой марке 1970 года.

17 марта    Святые Германии Гертруда Нивельская. Память

Одна из великих святых неразделённой христианской церкви. 

Имя на латыни: Gertrudis Nivellensis; имя на немецком: Gertrud von Nivelles; имя на французском: Gertrude de Nivelles

Годы жизни: родилась около 626 года — отошла ко Господу 17 марта 659 года в монастыре Нивелла (Невигелла), современный Нивель, Бельгия.

Память святой: 17 марта по юлианскому календарю.

Житие

Святая Гертруда Нивельская была игуменией монастыря Нивелла. Дочь майордома Австразии Пипина I Старшего и святой Идуберги Нивельской, младшая сестра майордома Гримоальда и святой Бегги, аббатисы монастыря Анден.

Святая Гертруда Нивельская в юном возрасте (приблизительно в 10 лет) отвергла навязываемый отцом брак, решив посвятить жизнь Богу. После смерти Пипина (около 640 года) Идуберга по благословению святителя Аманда, епископа Тонгерен-Маастрихтского, «апостола Бельгии», между 647 и 650 годами основала в одном из своих родовых поместий двойной — одновременно мужской и женский — монастырь Нивелла. Вероятно, еще при жизни Идуберга назначила Гертруду, которой было около 21 года, настоятельницей обители. Сама Идуберга жила в монастыре как монахиня, помогая дочери в управлении.

Около 650 года монастырь посетили шедшие из Перона (современная Франция) ирландские монахи во главе с братьями — епископом-миссионером святителем Фоллианом и святым Ультаном (братьями святого Фурсея). Гертруда Нивельская и Идуберга предоставили им земельный надел недалеко от Нивеллы, где те основали монастырь Фос. Благодаря тому что святой Фоллиан стал устроителем богослужебной жизни не только в монастыре Фос, но, вероятно, и в Нивелле, а также благодаря принесенным ирландскими монахами священным книгам и реликвиям, в Нивелле утвердилась ирландская традиция организации монашеской жизни. В октябре 655 (?) года на пути из Нивеллы в Фос святитель Фоллиан со спутниками принял мученическую кончину от рук разбойников. Преподобная Гертруда, чудесным образом осведомленная об обстоятельствах их гибели, разыскала тела мучеников и похоронила в Нивелле.

Гертруда Нивельская прославилась многими добродетелями: при крайне слабом здоровье она вела строгий образ жизни, пребывая в посте и молитве. Никому не отказывая, принимала в монастыре многочисленных путников, паломников, больных, нищих. После смерти матери (652 год) Гертруда Нивельская поручила управление монастырём нескольким благочестивым монахам, с тем, чтобы больше времени уделять молитве и изучению Священного Писания. Большое имущество, оставленное матерью, преподобная Гертруда Нивельская использовала на строительство храмов и богаделен. Аббатиса монастыря Нивелла пользовалась большим почитанием уже при жизни. По молитвенному обращению к святой Гертруде Нивельской посланные ею в отдаленную местность монахи были избавлены от морского чудовища, угрожавшего опрокинуть судно (возможно, это чудо связано с отправкой монахов в Рим для приобретения священных книг). В возрасте около 32 лет по состоянию здоровья святая Гертруда Нивельская оставила должность настоятельницы и в декабре 658 года, после совета с братией и сестрами монастыря, назначила своей преемницей племянницу Вульфтруду. За день до смерти преподобная Гертруда послала к настоятелю монастыря Фос святому Ультану спросить, откроет ли ей Бог час ее кончины. Пророчество святого Ультана о том, что она умрет на следующий день во время литургии, после причастия, исполнилось. Преподобная Гертруда Нивельская была похоронена в церкви святого Петра, в одном из 3-х существовавших тогда храмов монастыря Нивелла.

Почитание Гертруды Нивельской началось сразу после ее кончины. У ее смертного одра и на могиле совершалось множество чудес: исцеления, воскрешение утонувшего мальчика, о котором сообщается в сочинении «Virtutes S. Gertrudis» (Добродетели св. Гертруды), написанном около 691 года и дополненном в VIII веке. Празднование церковной памяти Гертруды Нивельской было установлено при 3-й аббатисе Нивеллы Агнессе после 669 года. Около 670 года монахом Нивельского монастыря, вероятно знавшим святую Гертруду лично, было составлено ее Житие, самый древний список которого, датируемый IX веком, хранился в университетской библиотеке города Монпелье. Мощи преподобной Гертруды Нивельской, вероятно, были обретены в VIII веке.

Поскольку родственными узами с Гертрудой Нивельской был связан император Карл Великий (приходился ей праправнучатым племянником), ее почитали покровительницей многие знатные роды, происходившие от Каролингов: графы Лувена, герцоги Брабанта, Бабенберги, Габсбурги. Во многих монастырях, основанных представителями династии Каролингов, хранились мощи преподобной Гертруды. Начиная с X века, благодаря ирландским монахам и каролингскому влиянию почитание Гертруды Нивельской распространилось на значительной части территории Западной Европы, где насчитывается около 1 тысячи объектов ее культа. Святую Гертруду считают своей покровительницей города Гертрёйденберг, Бреда и Берген-оп-Зом в Северном Брабанте (современные Нидерланды). Монастырь Нивель стал центром паломничества.

С XI века преподобная Гертруда Нивельская стала почитаться как покровительница путешественников (в Нидерландах, Северной Германии, Скандинавии, Австрии), ищущих ночлега путников, паломников и хозяев гостиниц. Вдоль торговых путей, в городах Ганзейского союза, расположенных на побережье Балтийского моря, было возведено большое количество церквей, часовен, госпиталей во имя святой Гертруды. Со 2-й половины XI века до конца XIV века в Нидерландах и Германии в память о чудесном избавлении нивельских монахов от морского чудовища существовала традиция, согласно которой путешественники перед отправлением в путь или воины перед походом, а также примирившиеся враги и сошедшиеся после ссоры супруги выпивали кубок вина в честь Гертруды Нивельской, так называемый Sinte Geerts Minne или Gertrudenminte.

К преподобной Гертруде обращались за помощью в избавлении от жара и лихорадки. После обширной эпидемии чумы, поразившей Европу в середине XIV века, к Гертруде Нивельской стали обращаться преимущественно на севере континента с просьбой о даровании легкой кончины. В этом регионе ей было посвящено множество кладбищ и кладбищенских часовен. Зародившееся в немецкоязычных странах Европы, возможно в Эльзасе, обращение к святой Гертруде за помощью в избавлении от крыс и мышей было известно с 1435 года в Нидерландах и Каталонии. Такой аспект почитания святой связан, вероятно, с тем, что день ее памяти, 17 марта, приходится на период начала полевых сельскохозяйственных работ. Преподобная Гертруда Нивельская почитается также как покровительница садовников, во Фландрии — как покровительница кошек. Запрет прясть в день памяти святой Гертруды сделал ее покровительницей прядильщиц.

Святая обычно изображается в облачении игумении с крестом, часто с крысами и мышами, бегающими у ее ног или взбирающимися по ее посоху или одежде, иногда увенчанной княжеской короной (Нидерланды, прирейнские области Германии, Испания); как монахиня — с веретеном и грызунами (Эльзас, Центральная и Южная Германия); как знатная дева — в короне, с книгой, символическим храмом или больницей (Северная Германия, Скандинавия).

Церковь святого апостола Петра в Нивеле, где была похоронена преподобная Гертруда и во имя которой впоследствии была освящена, несколько раз перестраивалась. Современная церковь святой Гертруды Нивельской, одна из крупнейших среди древних церквей Европы, является приходским храмом. Построенная в рейнском романском стиле оттоновской традиции, она была освящена в 1046 году епископом Льежским Вазоном в присутствии германского императора Генриха III. Ее реконструкция после разрушения во время второй мировой войны завершилась в 1984 году.

В 1272-1298 годах для мощей преподобной Гертруды Нивельской была изготовлена серебряная рака, на которой сохранялись самые древние изображения святой. Рака была уничтожена при бомбардировке Нивеля в мае 1940 года. В 80-х годах XX века была сделана новая рака. Среди святынь храма — повозка, изготовленная в 1460-1470 годах, на которой во время крестных ходов перевозилась рака с мощами святой Гертруды, а также алебастровый алтарь (1629 года).

Следует добавить, что в Германии хранятся частицы мощей святой Гертруды Нивельской. Одна из них (с 2008 года) находится в немецком городе Штайнфельд, невдалеке от основанного святой Гертрудой монастыря, в часовне её имени. Вторая частица в церкви её имени в Ваттеншайде (административная часть города Бохум). Кстати, святая Гертруда является официальной покровительницей Ваттеншайда и изображается на его старинном гербе.


19 марта  День святого Иосифа, обручника Девы Марии

Святой Иосиф происходил из рода Давида. Будучи плотником в Назарете, он обручился с Марией, однако прежде чем они поженились, его невеста зачала от Духа Святого. Когда ее состояние стало ясным, он был смущен и даже размышлял над супружеской неверностью Марии. Поэтому он намеревался расстаться с ней «тихо», т.е. без огласки, тайно отпустив ее. Однако Ангел, явившийся ему во сне, возвестил ему, что ожидаемый Марией младенец — от Святого Духа. Он принял ее и жил с ней впредь в девственном браке.

Святой Иосиф является покровителем всей церкви (с 1870 г.); носящих его имя орденских обществ, братств и союзов; супругов и христианских семей, детей, молодежи, дев, сирот, воспитателей, путешественников, узников, умирающих; рабочих и ремесленников, дровосеков, инженеров, саперов.

Католическое Благовещение25 марта . Торжество. Благовещение. 

В Евангелии от Луки рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим. Смущенная приветствием ангела, Мария затем уверилась в правдивости его обещания и выразила свою веру словами: «да будет Мне по слову твоему».

Начиная по крайней мере со 2 в. Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Днем празднования Благовещения было установлено 25 марта, за девять месяцев до Рождества.

С 4 в. существует и другое объяснение этой даты: искупление действительно должно было начаться с зачатия Христа в день весеннего равноденствия, который по традиции считали днем сотворения мира, и в месяц смерти и воскресения Христова (т.е. Пасхи). В Средние века отсчет дней в году нередко вели от праздника Благовещения (в Англии этот обычай сохранялся до 1752).

Первые изображения сцены Благовещения относятся к 5 в. (первоначально в традиции иллюминированных рукописей), и впоследствии Благовещение становится излюбленным сюжетом в христианском искусстве и постоянной темой византийских икон, средневековой скульптуры и ренессансной живописи.

Благовещение выпадает либо на дни Великого поста, либо на неделю пасхальных торжеств (Светлую седмицу). В зависимости от этого праздник каждый раз имеет особую литургию. Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху (такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется.

Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее; Католическая Церковь после 2-го Ватиканского собора вернула ему более раннее название — «Благовещение Господне» (русские католики, ввиду непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»).

Комментарии закрыты.

Видео храма

×