ИСТОРИЯ строительства и реконструкции собора УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Материал подготвила Наталия Корюкаева
В историческом очерке использованы документы Российского государственного исторического архива и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.
Собор Успения Пресвятой Девы Марии — католический собор в городе Санкт-Петербург, расположен по адресу: 1-я Красноармейская ул., 11. Собор закрыт с улицы зданием, которое занимает единственная в России католическая семинария «Мария — Царица апостолов».
Строительство собора связано с политикой царского правительства по отношению к католическому населению империи. В начале 1870-х годов в Санкт-Петербурге создается резиденция митрополита Католической Церкви. Александр П пожелал иметь католического митрополита в столице, чтобы оказывать большее влияние на Церковь. Местом размещения резиденции было избрано здание, граничащее с принадлежащим Церкви участком. Это здание, выходившее фасадом на 1-ую роту Измайловского полка (в настоящее время 1-ая Красноармейская ул.), было приобретено у губернатора города и перестроено для Архиепархиального управления (консистории) Могилевской архиепархии, куда относился и Петербург.
В 1870 году был заложен храм, который был предназначен для совершения богослужений митрополитом, а также для нужд сотрудников Римско-католической духовной коллегии и консистории Могилевской архиепархии. Архитектор Василий Иванович Собольщиков в 1869–1870 разработал проекты резиденции и большого храма для митрополита Могилевского, как официально именовался глава католиков в стране.
Проект римско-католической церкви архитектора В.И. Собольщикова также, как и консистории, выполнен в стилистике эклектики. Здание храма предполагалось каменное, двухэтажное, на подвалах, с двумя одноэтажными боковыми пристройками в три оси. Храм в плане должен был иметь форму латинского креста с главным приделом и двумя боковыми. Его алтарная часть заканчивалась в середине нынешнего пресбитерия. Пятигранная алтарная апсида обращена на север. В интерьере храма предполагался единственный неф, перекрытый деревянным шатровым потолком с живописью, по пять высоко расположенных окон с каждой стороны и два окна в алтаре. С восточной стороны к нефу примыкала сакристия, а с западной – каплица. Пространство между окон украшали сдвоенные колонны «романского» типа. В гранях апсиды и в части, примыкающей к пристройке в первом этаже, предполагались ниши со статуями святых, которым во втором этаже соответствовали латинские кресты.
В собор можно было войти через здание консистории (в последствии Императорской духовной семинарии). Переход из здания консистории связан с притвором, отделенным двумя колоннами от молитвенного зала.
Фасад обработан рельефным рустом, окна полуциркульные.
В подвальном этаже собора предполагалось разместить квартиры певчих и канцелярских чиновников.
27.05.1870 г. было высочайше позволено открыть строительные работы. Одновременно распоряжением министра внутренних дел учредили строительную комиссию под председательством Вице-директора Департамента духовных дел. В ее состав вошли и представители римско-католического духовенства, производителем работ назначили В.И. Собольщикова
Собор строился на принадлежащем Католической церкви земельном участке, купленном у наследников вдовы Гаврилы Романовича Державина, и был вытянут в сторону Фонтанки. Из-за соседства с православным Троицким собором в нем было запрещено делать парадный вход.
1871 г. ушел на приобретение строительных материалов и заключение договоров, подрядов и возведение по главной линии 1-й Роты Измайловского полка здания консистории. Работы завершились в октябре 1871 г. В мае 1872 г. над зданием установили окованный медью позолоченный крест фабрики Ф. Шопена.
В 1872 году интенсивно проводившиеся штукатурные и лепные работы в храме неожиданно были остановлены. Автор проекта В.И. Собольщиков предложил изменить внутреннюю отделку церкви. На заседании Строительной комиссии 24 мая 1872 года он сообщил, что «пропорции церкви при доме, построенном для Могилевской римско-католической консистории, определившееся размерами дома и его расположением, подали ему мысль употребить для внутренней его отделки стиль древнехристианский «романский» с некоторыми отступлениями, вызванными петербургским климатом и местными техническими условиями. Архитектор признал также наилучшим вместо горизонтального потолка с тягами и лепным украшением, сделать по образцам древних христианских храмов в Италии архитектурное убранство из стропил с их конструкцией и с куполообразными кессонами под конем крыши, совершенно как это сделано в кафедральном соборе Мессины. Декорация такого потолка должна быть украшена живописью и позолотой». Члены комиссии, учитывая, что новый вариант отделки храма позволит сэкономить значительные средства, согласились с доводами главного производителя работ и решили разрешить архитектору изменить конструкцию перекрытия церкви с заменой лепных деталей живописью.
Летом 1872 года, наряду с заказом мебели для помещения консистории, Комиссия осуществляла приобретение различных принадлежностей для церкви. Так, по предложению фабриканта Ф. Шопена, из Парижа были выписаны 9 чугунных бронзированных статуй святых. Тогда же заказали изготовление церковной мебели, люстр, колоколов и органа.
В процессе отделки храма также возникали вопросы, требующие изменения проектных решений, предложенных В.И. Собольщиковым. Так, в сентябре 1872 года Могилевский архиепископ митрополит Фиалковский сделал заявление, что в некоторые торжественные дни должны совершаться крестные ходы вокруг церкви, а в настоящее время не имеется выходов из храма во двор и обратно. Он предложил устроить два выхода. Собольщиков сразу же принял предложение и составил смету на их устройство. Эти работы отложили до весны будущего года.
Но 19 октября 1872 года архитектор В.И. Собольщиков скончался и главным производителем работ назначили его помощника Е.С. Воротилова. Все дальнейшие работы в храме проводились под его руководством. Весной 1873 г. были завершены отделочные работы в церкви, летом того же года из Могилева прибыл архив капитула и были распределены квартиры прелатов и каноников.
По завершении строительных работ, 12 апреля 1873 г. здание новой церкви, именовавшейся Высочайшим повелением от 16 марта 1873 г. «Митрополитскою», и здание консистории были торжественно освящены.
В это время завершилось и благоустройство участка, ранее занятого огородами. Здания Могилевского архиепархиального управления и собора Успения Пресвятой Девы Марии стали архитектурными акцентами 1-ой Роты Измайловского полка.
Обширное хозяйство, включавшее дом Римско-католической духовной коллегии (бывший дом Г.Р. Державина), здание Могилевской консистории и собор Успения Пресвятой Девы Марии требовало постоянного технического надзора. Вследствие этого 25 августа 1878 года последовало Высочайшее соизволение императора Александра II об учреждении должности архитектора указанных зданий для осуществления всех работ.
Первым архитектором зданий (1878-1883) стал Е.С. Воротилов. Затем последовательно эту должность в течение короткого времени занимали архитекторы Орачевский и А.Д. Фиалковский.. Последним архитектором Архиепархиального управления стал гражданский инженер Л.П. Шишко
Быстро выстроенный храм позже перестраивался несколько раз. Многократные переделки и ремонты вовсе не улучшали его состояния. В 1878 – 1879 г. архитектор Воротилов предлагал расширить здание для увеличения его вместимости и переделать вход в церковь (по замыслу архитектора, портал здания архиепархиального управления должен был стать более парадным, чтобы подчеркнуть, что за ним скрывается вход в церковь).
Одновременно архитектор задумал некоторые переделки собора Успения Пресвятой Девы Марии. Так, в уровне второго этажа граней алтарных апсид, примыкающих к одноэтажным пристройкам, для лучшего освещения храма было предложено устроить арочные окна. Проект включал и кардинальное изменение крыши. Вместо пологой и двускатной предлагалось сделать ее высокой с переломом и мансардными окнами.
Однако все проектные предложения, за исключением переделки крыши, не были реализованы. Были также выполнены лепные работы. Художником-декоратором Сергеем Ивановичем Садиковым расписаны интерьеры храма и под его руководством произведена заново окраска наружных стен.
К 90-м годам XIX века, несмотря на то, что митрополичий собор не являлся приходским, количество верующих, посещавших его, увеличилось настолько, что встал вопрос о расширении здания.
20 апреля 1895 года митрополит Римско-католических церквей Российской империи Козловский направил министру внутренних дел ходатайство о разрешении и одобрении проекта и сметы на расширение собора, составленных архитектором А.Д. Фиалковским. Необходимость проведения работ мотивировалась тем, что «церковь настолько тесна, что в праздничные дни она вмещает половину молящихся, а остальные помещаются на входной лестнице и улице, занимая панель перед зданием консистории» Работы по увеличению вместимости храма проходили в 1896 — 1897 годах.
Архитектором Духовной Коллегии А. Д. Фиалковским (проект составлен в 1892 г.), собор предполагалось расширить, вместимость храма должна была увеличиться почти вдвое, т.к. к началу работ храм вмещал лишь около 740 человек). При расширении коридора от здания консистории в храм, вестибюль присоединялся к собору и при трех открытых дверях составлял одно целое. Проект предусматривал устройство двух дополнительных дверей на месте старых окон. За счет пристроек к основному зданию увеличивались площади сакристии и кладовой. Согласно проекту, увеличивались и хоры. Пол предполагалось выложить мозаичными плитками, Потолки в боковых пристройках предполагали сделать живописными, по аналогии с имеющимися в соборе.
В процессе проведения работ приходилось сталкиваться с многими трудностями, в основном касавшихся финансовых проблем, а также при составлении проекта реконструкции храма невозможно было предвидеть некоторых вопросов, возникших уже в процессе осуществления работ, при создании детальных чертежей. Эти проблемы требовали дополнительных финансовых вложений, а к осени необходимо было завершить все вчерне, покрыть здание крышей, чтобы проводить богослужения до будущего строительного сезона. Оказалось, что деревянные части существовавшего тогда деревянного потолка находятся в аварийном состоянии и его пришлось заменить бетонным сводом с железным каркасом. Это потребовало дополнительного финансирования по разрешению императора Николая II и ускорения темпов работ.
К началу 1898 года все работы по перестройке кафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии были завершены. Если длина храма до перестройки была 45,3 м, то после расширения составила 58,4 м. Алтарная часть увеличилась на 13 м, дополнительные объемы боковых приделов и расширенный притвор также послужили значительному увеличению площади храма. Вместимость собора была увеличена с 750 до 1 500 человек., Был изменён внутренний интерьер, обновлена роспись. Старые дополнительные деревянные алтари справа и слева от главного престола заменили на мраморные с бронзовыми статуями. Паркет заменили мозаичные полы.
В подвале, в новой ризнице (построенной тогда же со стороны сада) и в кладовой были устроены голландские изразцовые печи. Были проведены необходимые работы по устройству вентиляции и отопления. Создана часовня Пресвятых Даров. Внутренние живописные работы исполнил в 1897-1898 гг. Михаил Хрушков. Декоративную роспись в «романском стиле» выполнил Н.А. Александров. Храм получил электрическое освещение от трех железных паникадил восьми малых люстр и многочисленных бра (всего 119 ламп), питавшихся от особой электрической станции, находившейся в здании Консистории, работавшей на газе из городского газопровода.
Хранящиеся в Центральном государственном архиве кино- фото- фоно документов СПб фотографии собора Успения Пресвятой Девы Марии представляют заново оформленные боковые приделы/
Перекрытия и стены западного придела сплошь покрыты орнаментальными росписями традиционного характера, сюжетные же композиции исполнены в характерном для этого времени стиле модерн. В северной части восточного придела устроен алтарь.
Новое освящение храма состоялось 23 декабря 1897 г митрополитом Карлом Недзялковским.
Перестройка 1895-1898 гг. была произведена крайне неудачно, что не могло не отразиться в последствии на состоянии здания. Сказалась спешка для увеличения вместимости. Из-за этого на протяжении почти 30 лет, Митрополичью церковь преследует какое-то фатальное невезение. Ремонты следуют один за другим.
Собор был в очередной раз расширен в 1900 – 1901 гг. архитектором Е.С. Воротиловым и опять освящен 14 сентября 1902 г. митрополитом Болеславом Клопотовским.
Ранее 15.06. 1900 г. был подписан Высочайший указ о переводе архиепархиальной семинарии из здания на Екатерингофском пр. в дом консистории, а самого архиепархиального управления – во дворец архиепископа на Фонтанку (бывшая усадьба Державина). Архитектор. Л.П. Шишко завершил работы по переустройству зданий (в частности, надстройке 3-го этажа на боковых флигелях здания Коллегии), после чего (вероятно, к осени 1901 г.) семинария переместилась в здание консистории.
С 1903 года храм Успения Пресвятой Девы Марии становится приходским.
Количество прихожан постоянно растет. Вместе с тем состояние здания собора требует его неотложного ремонта.
В июне 1904 г. академик Р.Р. Марфельд при обследовании состояния здания обнаруживает трещины в арке свода. По решению комиссии, освидетельствовавшей церковные своды в ноябре 1904 г. было решено произвести ремонт перекрытий.
Кроме неотложных работ предполагалось произвести также переустройство главного входа со стороны 1-ой Роты; устроить боковой вход с правой стороны и часовню с левой стороны, на месте уже существовавшего бокового входа; увеличить часовню Христа Спасителя, и устроить дополнительную часовню за счет лестничной клетки в левой части храма; переустроить подвал. По недостатку средств в 1905-1906 г. устроили только дополнительный вход в подвал справа и произвели некоторые внутренние работы.
9 февраля 1910 г. настоятель прихода Франциск Каревич писал митрополиту о существовании в подвале «во всю длину старого здания – трещины, несколько лет назад по решению Комиссии подпертой столбиками (трещина также внутри храма и в карнизе у боковых престолов Святых Антония и Иосифа – с двух сторон большие трещины), пол дал осадку, трещины также в каменных стенах и, главным образом, в арках».
Благодаря описанному состоянию храмового здания (обводнение подвала, аварийное состояние перекрытий и т.д.), 20 ноября 1911 г. было получено в ответ на просьбу митрополита высочайшее соизволение Николая II на постройку в саду Коллегии новой католической церкви (работы должны были начаться в 1914 г.).
По распоряжению митрополита Викентия Ключинского архитектор Шишко составил проект, предусматривавший следующие работы: постройку церкви и нового дома Коллегии, устройство в здании семинарии доходного дома и постройку новых семинарских корпусов под наблюдением особого комитета, утвержденного МВД. В дворовых флигелях предполагалось разместить хозяйственные службы и квартиры обслуживающего персонала.
Несмотря на то, что смета на перестройку существующего здания и постройку новых корпусов были утверждены Техническо-строительным комитетом Министерства внутренних дел, проект Шишко не был реализован. Можно предположить, что этому помешали исторические события, происшедшие в России – Первая мировая война и революция.
Во время войны 1914-1918 гг. в саду Коллегии по указу Городской Управы были размещены лошади 37-й пехотной дивизии, в результате непродуманной системы использования сад сильно пострадал, а с 1917 г., в связи с прекращением государственного субсидирования, началось постепенное разрушение собственно церковного здания.
В 1930 г. собор был закрыт. От идеи устроить в здании кинотеатр или концертный зал филармонии новой власти пришлось отказаться из-за его плохого технического состояния.
Здание использовалось как общежитие для сезонных рабочих. Перед Великой Отечественной войной в нем разместили контрукторское бюро. Во время войны здание сильно пострадало от попадания бомб и снарядов, отремонтировано в конце 1940-х годов. После ремонта в нем находился научно-исследовательский институт «Внииземмаш». Для приспособления к нуждам института, здание собора было разделено многочисленными перегородками и перекрытиями, были пробиты дополнительные окна. В нем невозможно было узнать храм. Даже работавшие в институте сотрудники ничего не подозревали о его первоначальном назначении.
Большой ущерб зданию нанесла попытка временного арендатора-«Картельбанка» в начале 1990-х годов соорудить в нем стационарные сейфы-хранилища и кассовые залы.
В сентябре 1995 года собор был возвращен верующим. К тому моменту собор представлял жалкое зрелище. Было уничтожено все внутреннее убранство. Полуразрушенные часовни, заделанный кирпичной кладкой вход. Горы мусора вокруг. Посетившему собор после его возвращения митрополиту Тадеушу Кондрусевичу пришлось подниматься в храм по доскам через разбитое окно.
Для воссоздания собора были предприняты героические усилия. Он был очень нужен верующим, количество которых в городе постоянно росло, а действующим оставался только один храм Лурдской Божьей Матери. Возвращенный чуть ранее храм Святой Екатерины сильно пострадал от пожара и требовал длительного ремонта.
Масштабные работы по реставрации храма шли более двух лет, 16 февраля 1997 года в ещё не до конца отреставрированном соборе возобновились богослужения, а 24 мая 1998 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил собор Успения Пресвятой Девы Марии.
На протяжении последующих лет шло пополнение его внутреннего убранства.
Была заново создана главная алтарная икона «Успение Пресвятой Девы Марии» (копия работы испанского художника XVII века Бартоломео Эстебана Мурильо). Музей истории религии передал возрожденному приходу статуи и иконы в том числе находящуюся в алтаре статую Девы Марии и статуи Франциска Ассизского и Святого Иосифа-Обручника, встречающие прихожан при входе в храм. Все полученные приходом реликвии были изъяты из католических храмов в советское время, созданы не позднее начала XX века и имеют историческую ценность.
Позднее храм был украшен иконами святых, созданными петербургскими художниками, скульптурами и барельефом.
Была изготовлена храмовая мебель. Приобретены светильники в стиле 2-ой половины XIX века.
От католиков Англии в дар были получены орган и барельефы для «Крестного пути», насчитывающие более 100 лет и также имеющие историческую ценность.
В 1999 году по, ходатайству прихода, Комитетом государственной инспекции охраны памятников здание собора получило статус памятника истории и культуры местного значения, находящегося под охраной государства.
В 2009 г. здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г.
Примечание:
Апсида: (абсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
Алтарь: (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма. Алтарь - это стол, на котором совершается Евхаристия. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ.
Пресбитерий: (лат. presbyterium) — в западной христианской традиции алтарная часть храма, т.е. часть внутреннего пространства. пространства храма, в которой расположены алтарь, а также, обычно, амвон и место предстоятеля; во время богослужения в пресбитерии находится духовенство.
Сакристия: В католических храмах ризница называется сакри́стия (лат. sacristia, от sacrum — священная утварь). Она представляет собой помещение, которое располагается сбоку или впереди алтаря, где хранятся принадлежности культа (священные сосуды и богослужебные облачения священнослужителей, богослужебные книги и т. д.), совершаются облачение священнослужителей и некоторые другие обряды.
Консистория: (от лат. consistorium — место собрания; совет) – учреждение при архиепископе по управлению епархией.
Придел: (капелла) - Выделенная часть храма, пристройка, для размещения дополнительного алтаря с престолом.
Притвор: (нартекс) - Пристройка перед входом в храм. Располагается она с западной стороны основного здания. Обычное место во время мессы для катехуменов, некрещеных.
Comments