top of page

Строительство и освящение храма

первую часть "Новый храм на 1-ой роте Измайловского полка" читайте здесь

Материал подготвила Наталия Корюкаева

В историческом очерке использованы документы Российского государственного исторического архива и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга


2 августа 1870 года на участке, принадлежавшем Церкви и примыкавшем к зданию будущей Консистории, был торжественно заложен новый храм. По поручению управляющего архиепархией епископа Иосифа-Максимилиана Станевского, прелат Юлиан Васильковский в присутствии членов Духовной коллегии, Могилевского архиепархиального капитула, священников из Духовной академии и приглашенных гостей заложил камень в основание будущего кафедрального собора. Был отслужен торжественный молебен.

Архитектор Василий Иванович Собольщиков в 1869–1870 разработал проекты резиденции и большого храма для митрополита Могилевского. После смерти Собольщикова в 1872 голу строительство продолжил Евграф Сергеевич Воротилов.


Подписанное 9 марта 1873 года «Высочайшее повеление» Александра II о переносе резиденции митрополита определило и дальнейшую судьбу строящегося на 1-ой Роте храма Ему был передан статус митрополичьего архикафедрального собора и именование Успения Пресвятой Девы Марии от выполнявшего прежде эту роль храма в Могилеве. Могилевский собор стал просто приходским. В Петербург из него были перевезены предметы церковного обихода, необходимые для богослужений с участием епископа. Новый храм на 1-ой роте должен был стать главным католическим храмом Российской империи.


Первоначально храм был небольшим, имел в плане форму латинского креста и общий вход со зданием Архиепархиального управления.

12 апреля 1873 года архиепископ Антоний Фиалковский в присутствии многочисленных гостей освятил новый собор и 4 этажное здание консистории. Собор Успения Пресвятой девы Марии в Петербурге стал архикафедральным, главным собором митрополии, хотя считался бесприходным и был приписан к храму Святой Екатерины. Из-за близости православного Измайловского собора храм не имел колокольни и парадного входа.

В соответствии со своим статусом собор был богато украшен. Мозаичные работы в храме исполнил Михаил Ефимович Голованов, скульптурные – Мадерни и Руджа.

В главном алтаре собора, выложенным каррарским мрамором, был установлен образ «Успения Божией Матери» размером 3*6 аршин (1 аршин -72 см) – копия с хранящейся в Эрмитаже картины испанского живописца XVII века Бартоломео Эстебана Мурильо «Вознесение Девы Марии» в золоченой багетной раме. Мадонна, показанная художником в момент вознесения к неземному свету, предстает в образе юной девушки с доверчивым выражением еще почти детского лица. Довер­чивость проявляется и в раскрытых ладонях Девы Марии. Мягкое, окутывающее си­яние придает Ее образу большую те­плоту и выразительность. Плащ Богоматери развевается, словно подхваченный ветром. Это подчеркивает дина­мику композиции, говоря о том, что вос­хождение Девы Марии еще не окончено. Глаза Девы Марии возве­дены к небу. Там, в сияю­щей высоте, Она видит нечто, недоступное взору зрителя. Маленькие ангелы создают для Нее «живую лестницу», по которой Она восходит к свету.


По сторонам от главного были устроены два боковых алтаря: слева – Антония Падуанского с образом святого (копия с картины Мурильо размером 3*2 аршина); справа – святого Иосифа-Обручника (копия с картины итальянского живописца XVII века Гвидо Рени того же размера).

БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО. "Св. Антоний Падуанский с младенцем Иисусом / San Antonio de Padua con el Niño", 1665. Музей Изящных искусств Севильи.

Из каррарского мрамора были изготовлены чаши для святой воды у входа в собор и у дверей ризницы. Над чашами установлены бронзовые таблицы с распятиями и надписями.


В алтаре находился трон под балдахином из малинового бархата, епископское кресло и 30 кресел для высших иерархов Церкви, обитых тем же бархатом, 6 дубовых скамеек для священников. Из дуба были изготовлены 3 конфессионала, кафедра, скамьи для прихожан. Конфессиналы внутри были обиты красным сукном.


Богослужения совершались в сопровождении органа фабрики Эберхарда Фридриха Валькера, который по мнению многих европейских исследователей органостроительного искусства, может по праву считаться одним из наиболее выдающихся органостроителей Европы XIX столетия. Орган имел 23 голоса и 2 клавиатуры.


Собор освещался бронзовыми люстрами и бра, изготовленными в виде крестов. В алтаре стояли два больших бронзовых канделябра, висели вызолоченные деревянные подсвечники.

На крыше собора установлен 3-х пудовый колокол.




Comments


bottom of page