История нашего храма
Наш храм имеет богатую и непростую историю. Он был построен почти 150 лет назад, за которые он переживал годы своего расцвета и запустения. В этом разделе вы можете найти краткий очерк о судьбе храма, а также несколько статей о его истории.
Римско-католический Приход
Успения Пресвятой Девы Марии
в Санкт-Петербурге
190005 г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, д. 11
История органов нашего храма
Старинный духовой орган, установленный в настоящее время на хорах храма Успения Пресвятой Девы Марии, является историческим инструментом, характерным образцом английского романтического органостроения его лучшего периода, охватывающего вторую половину XIX и начало XX веков, когда Британия переживала эпоху своего наивысшего расцвета, названную «Викторианством».
В истории европейского органостроения английская школа образовала самостоятельное художественное явление. Её инструменты по подбору регистров, звучанию и внешнему виду заметно отличались от органов других стран. А по техническому оснащению различными устройствами британские органы рубежа XIX-XX веков значительно превосходят континентальные.
Английские инструменты редко попадали в Россию. Из нескольких органов, установленных в XIX веке в англиканских церквях разных городов Российской империи, до нашего времени сохранился (в сломанном виде и с большими утратами) только инструмент английской церкви Санкт-Петербурга.
Нынешний орган Успенского храма находится на месте утраченного более крупного инструмента. Первый орган для нашего прихода был заказан в Германии у крупнейшей органостроительной фирмы «Валькер» (Людвигсбург) и в сентябре 1872 г. доставлен морем в Санкт-Петербург. Монтаж и сборка инструмента по экономическим соображениям были поручены не представителям фирмы, а местному органному мастеру Лукасу, который до января 1873 г. выполнил все работы и в дальнейшем обслуживал этот орган. Новый инструмент имел 23 регистра, два мануала, педаль, механическую трактуру и 1380 звучащих труб. Орган прослужил 58 лет до окончательного закрытия храма коммунистическими властями в 1930 году, когда он был демонтирован и уничтожен подобно многим другим церковным органам города.
Представить характер звучания разрушенного инструмента возможно по немногим сохранившимся аналогичным инструментам фирмы «Валькер». Почти идентичный валькеровский орган, построенный в тот же период и лишь на один регистр отличающийся по диспозиции от Успенского, сохранился в костёле города Рокишкис (Литва).
Орган митрополичьего католического собора
Успения Пресвятой Девы Марии
«Walcker», Ludwigsburg, 1872 г., механическая трактура.
I Hauptwerk C–f3
1. Bourdon 16′
2. Principal 8′
3. Gedeckt 8′
4. Floete 8′
5. Viola di Gamba 8′
6. Salicional 8′
7. Octav 4′
8. Rohrfloete 4′
9. Superoctave 2′
10. Mixtur 2 2/3' 4f.
11. Trompete 8′
II Schwellwerk C–f3
12. Geigenprincipal 8′
13. Lieblich gedeckt 8′
14. Spitzfloete 8′
15. Aeoline 8′
16. Fugara 4′
17. Floete 4′
18. Cornett 5f.
Pedal C–d1
19. Violonbass 16′
20. Subbass 16′
21. Octavbass 8′
22. Violoncello 8′
23. Posaunenbass 16′
Вскоре после возвращения здания собора католической общине в 1995 году и восстановления внутреннего объёма храма был получен в подарок орган от католического прихода Доброго Пастыря из местечка Митолмройд в Йоркшире, где он стоял несколько лет без использования в закрытой церкви. За четверть века до того католики приобрели орган у общины баптистов, для которых инструмент был построен мастером Томасом Хьюзом в начале XX века. На старой табличке, находящейся над клавиатурами, указано: «THOS E. HUGHES. Manningham organ works BRADFORD». Согласно данным BIOS (Британского института органных исследований), мастерская Т. Хьюза существовала в районе Мэнингхэм в Брадфорде лишь в период 1905-1906 гг. Эти годы следует считать временем создания органа.
В ноябре 1996 года инструмент доставили в Петербург из Англии в разобранном виде. Ящики с деталями органа подняли лебёдками на хоры, где в кратчайшие сроки был произведён монтаж конструкций (мастера: Дэвид Роудс и Анатолий Погодин). К Рождеству 1996 г. орган вошёл в строй, а первый концерт на нём состоялся весной 1997 года, после завершения ремонта.
К сожалению, небольшой старинный инструмент оказался непропорционально мал по размерам и для хоров, и в целом для крупного собора, достигающего в интерьере 45 метров длины и 14-ти метровой высоты. Но недостаток размеров инструмента компенсирует превосходная акустика храма с довольно значительным временем реверберации, благодаря чему орган звучит в нём красиво и многообразно.
Первоначально орган имел 9 регистров, распределённых между двумя мануалами и педалью. При ремонте инструмента в 1980 году мастер М. Флетчер дополнил первый мануал регистром Fifteenth 2’. Небольшое, по меркам нашего времени, число регистров (10) было самым распространённым у органов английских сельских церквей. Часто они устанавливались внизу у алтаря или поблизости, так как более половины небольших, приземистых храмов Англии, выстроенных ещё в Средневековье, а также подражавшие им архитектурно викторианские церкви не имеют в интерьере хоров над входом. Этот фактор повлиял на местоположение инструментов, их конструкцию и относительно скромные размеры. Но звучание этих органов отличает солидность и массивность из-за преобладания восьмифутовых регистров, что объяснялось их основной функцией – сопровождать пение прихожан.
Регистры английских органов интонировались ярко, трубы делались широкомензурными. Даже наиболее узкие из них (штрайхеры) на порядок шире аналогичных континентальных, что хорошо демонстрирует Geigenprincipal 8’ – один из самых красивых голосов Успенского органа. К особенностям английского органостроения можно отнести стремление снабдить язычковыми регистрами маленькие инструменты. Диспонированный на II мануале Oboe 8’ (Гобой), негромкий, но, возможно, самый красивый среди аналогов в других органах Санкт-Петербурга.
Даже самые небольшие британские инструменты оснащены устройством Tremolo, швеллером (специальными жалюзи, регулирующими громкость звучания), полным набором копул. Инструмент имеет готовые комбинации регистров, диапазон мануалов в 5 октав, как у современных концертных органов, вогнутую педаль радиальной («веерообразной») формы.
(Печатается по материалам брошюры П.Н.Кравчуна и А.Е.Погодина «Орган кафедрального католического собора Успения Пресвятой Девы Марии», СПб, 1999 г.)
Диспозиция органа Томаса Хьюза, 1905 – 1906 гг.:
I Manual Great C–c4
1. Open Diapason 8′
2. Stopped Diapason 8′
3. Dulciana 8′
4. Principal 4′
5. Fifteenth 2′
II / I
II Manual Swell C–c4
6. Geigenprincipal 8′
7. Salicional 8′
8. Gemshorn 4′
9. Oboe 8′
Tremolo II
Swelloctaves II
Pedal C–f1
10. Bourdon 16′
I / P
II / P
В 2019 г. на средства общины и при частичной поддержке проекта архиепископом Паоло Пецци был приобретён цифровой компьютерный орган модели «Vivladi 350» (малый орган в трансепте). Он заменил старый электронный инструмент аналогового поколения производства известной итальянской фирмы «Viscount», 1983 года изготовления. Этот орган был подарен спонсорами нашей римско-католической семинарии в 1997 г. и долгое время находился в Остробрамской часовне, потом в трансепте храма. Сильно изношенный в силу возраста и долгой эксплуатации, в последние годы электроорган приходилось регулярно ремонтировать. В настоящее время он вновь перемещён в часовню и пока остаётся в рабочем состоянии.
Новый цифровой орган – это современный компьютерный инструмент производства компании «Iohannus» (Нидерланды), изготовленный на основе компьютерной оцифровки (цемплирования) звучания настоящих инструментов. Орган содержит 57 регистров, распределённых между тремя ручными клавиатурами (мануалами) и педалью из 30 клавиш. Помимо блока памяти, запоминающего регистровки, компьютер содержит возможность целиком менять звуковую интонацию инструмента, выбирая из четырёх различных вариантов: двух барочных, романтического и симфонического органов. Инструмент передвигается по храму на подвижной платформе, что важно для его сохранности при концертном использовании.
При выборе модели мы руководствовались задачей постараться полноценно наполнить храм звуком, не прибегая при этом к дополнительным средствам (звуковые динамики на стенах), которые привели бы не только к резкому удорожанию проекта, но и порче церковного интерьера. Именно поэтому из предложенных производителем вариантов была выбрана модель «Vivaldi 350» – максимально крупный электронный орган без внешних динамических систем.
Все колонки (17 штук) смонтированы внутри пульта инструмента и работают от 8 независимых усилителей по 80 Вт каждый и сабвуфера мощностью в 170 Вт. Орган воспроизводит звуковые частоты от 16 Гц в басах до более 4000 Гц в верхнем диапазоне. В будние дни инструмент используется на вечерних службах для сопровождения пения только в небольшой части своих возможностей. Полная звуковая мощность в 814 Вт и богатство регистров органа могут демонстрироваться во время концертов, регулярно проходящих в храме.