top of page

Возможен ли диалог с феминизмом?

Пресвятая Дева Мария – образец и пример для каждой женщины. Поэтому резонно в дни праздников Девы Марии осмысливать какие-то важные моменты жизни женщин в сегодняшнем мире и в Церкви.

В последние несколько лет таким знаковым и всё более заметным явлением становится феминистское движение. Рост его активности, в частности, в России мне кажется очевидным.

И здесь можно сказать о нескольких вещах. Во-первых, те злоупотребления и грехи, которым пытается противостоять феминизм, действительно существуют. В мире действительно существует несправедливое недоброжелательное отношение к женщинам. Это выражается очень различно в разных частях мира и сферах жизни. В нашей стране этого отношения, на мой взгляд, совершенно нет на государственном и, так сказать, макросоциальном уровне, но оно, конечно, встречается на семейном и бытовом уровнях. В каких-то регионах мира (например, в некоторых странах Азии) ситуация более тяжёлая. Формы проявления этого могут очень отличаться. Но это злоупотребление существует.

Отвечает на него феминизм также очень по-разному. Более или менее эмоционально, более или менее (как кажется) разумно. Есть случаи, когда эмоций, крика и натиска – более, а разумности, по ощущениям, – менее. Перегиб рождает перегиб. Ответ на несправедливость редко бывает равным по силе.

И мы в нашей Церкви тоже, в свою очередь, часто не можем увидеть феминистическое движение sine ira et studio. Здесь ни к чему вдаваться в детали, но я думаю, что очень многие из нас встречались с примерами такой не-взвешенной, нерассуждающей критики в адрес феминизма. Подобную критику так легко высказывать, когда ты мужчина, и в любом случае очень легко – когда ты живёшь в цивилизованном мире и в счастливой семье. Легко забыть, сколь многие женщины находятся в иных обстоятельствах.

И легко не заметить за этими полу-шутейными антифеминистскими разговорами, что женщины нашей Церкви вполне себе с интересом присматриваются к приключениям феминизма. И в основном не спешат подключаться к жёстким шуточкам в его адрес. Я навсегда запомнил, как когда-то в Италии благочестивые прихожанки самого обычного прихода, ни разу не феминистки, с ужасом пересказывали мне слышанные ими рассуждения неких священников стран третьего мира в жанре «бьёт, значит любит». Наши прихожанки, страдающие от издевательств мужей-алкоголиков, годами читающие в комментах на десятках сайтов творчество в духе «молчи, женщина» (специфика нашего инет-ресурса не позволяет мне приводить гораздо более сочные примеры, но мы их знаем), – эти прихожанки, благочестивые верные католички, никакие не «атеистки» и не сторонницы «морального релятивизма». Но что-то подсказывает мне, что они в целом довольно благосклонно слушают феминистскую проповедь.

Они – именно те, кого можно назвать основой «разумного» феминизма. Есть разумный феминизм, и есть безобразный феминизм. Феминизм агрессивный, с троллингом, с залихватскими мемчиками. Привести их не могу, – опять же – специфика сайта, но найти эти перлы не проблема. Совершенно ясно, что это является во много раз меньшим уровнем агрессии, чем, скажем, избиение мужчиной, в конце концов, от мемов никто не умирает, – но читать это гадко, и общий уровень напряжения в обществе этот троллинг, безусловно, повышает. Так вот, чтобы не побеждал подобный безобразный феминизм, мы должны вступать в диалог и даже в союз с разумным феминизмом.

Сообщая женщинам, которые не в восторге от субкультуры «молчи, женщина», что нам, католикам, эта субкультура тоже глубоко несимпатична, прекратив реагировать на феминистскую лексику, как бык на красное, мы поспособствуем тому, что разумные феминистки останутся разумными, а не станут дрейфовать в сторону их сестриц, у которых самый добрый и деликатный мем – «мужчина нужен женщине, как рыбе зонтик». Желание феминисток бороться с «молчи, женщина» системным образом также, на мой взгляд, не должно вызывать возражений. Многие проявления зла против женщин носят системный характер, а не являются сугубо частными грехами отдельных лиц, – например, существование в нашей стране «философии» добродушного оправдания алкоголизма, – и, по-моему, исцеляться это зло тоже должно системно, допустим – формированием ощущения алкоголизма как чего-то противного, покровительством созданию различных групп психологической поддержки и т.д.

Думаю, было бы разумно постепенно начинать этот диалог с феминистками на самых разных уровнях, например, – в соцсетях. Думаю, также, что резоннее это делать мирянам, – католический священник, ведущий активное общение на темы феминизма, рискует быть воспринятым в нашем обществе несколько юмористически.

Наша Церковь на официальном уровне утверждает возможность христианского феминизма. В официальном документе «Толкование Библии в Церкви», в частности, сказано: «Позитивный вклад феминистской экзегетики весьма существен» («Толкование Библии…», I, Е, 2). Чтобы не получить безобразный и антихристианский феминизм, мы должны помочь тем женщинам, кому это интересно, создавать феминизм добрый и христианский.

Пресвятая Дева Мария, молись о нас!

О. Александр Коробцов



Comentarios


bottom of page