Новый храм на 1-ой роте Измайловского полка
Материал подготвила Наталия Корюкаева
В историческом очерке использованы документы Российского государственного исторического архива и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга
Изменение внешней политики России в конце XVII начале XVIII века, в царствование Петра I привело к постепенному сближению православной страны с католическим миром Западной Европы. Католики из стран Европы получили право свободного въезда в Россию и право строить католические храмы в русских городах. В новой столице российской империи в начале XVIII века наиболее многочисленной инославной общиной была община Римско-католической. церкви. Первый католический храм появился в Санкт-Петербурге в 1706 году. Он был построен для иностранных специалистов, приезжавших на службу в столицу. Большая часть этих специалистов исповедовала католическую веру.
После присоединения к Российской империи в XVIII веке Прибалтики, территорий, отошедших к Российской империи после раздела Речи Посполитой, в стране появились целые регионы с населением, исповедующим католическую веру.
На вновь присоединенных землях была образована императрицей Екатериной II 22 ноября 1773 г. Белорусская католическая епархия с центром в Могилеве. Ее возглавил архиепископ Станислав Богуш-Сестренцевич, ставший первым главою Католической Церкви в Российской империи. 17 января 1782 г. Екатериной IIБелорусская епархия была преобразована в Могилёвскую архиепархию, в состав которой после некоторых реорганизаций вошли все католические приходы на территории России, Украины, Белоруссии, Прибалтики. В 1783 г. папа Пий VI утвердил эти преобразования, положившие начало самостоятельной епархиальной структуре Католической церкви на территории Российского государства. В дальнейшем Могилевская архиепархия получила статус первенствующей римско-католической кафедры России. На главу архиепархии было возложено управление Римско-католическими монастырями, церквами и духовенством.
Резиденция епископа должна была находиться в г. Могилев, который был избран, видимо, по своему расположению в центре белорусских земель, отошедших к России после первого раздела Польши.
С 1801 года высшим органом управления Католической Церковью в России становится Римско-католическая духовная коллегия-главный орган церковного управления во главе с митрополитом могилёвским, просуществовавшая в Российской империи до 1918 года и ведавшая делами российских католиков.
Католические храмы в столице России - Санкт-Петербурге вошли в состав самой большой по территории Могилевской архиепархии.
На протяжении XVIII-XIX веков количество католиков в городе постоянно росло. На российскую службу ехали гражданские и военные специалисты из Западной Европы. В столицу с разными целями переселялись новые подданные российской империи: поляки, литовцы, латыши белорусы. В годы французской революции в столице обосновывались политические эмигранты из этой страны. На учебу в Петербург ехала молодежь из Западных губерний. В конце XIX-начале XX века в столицу ехали рабочие на вновь строившиеся промышленные предприятия.
По мере роста числа верующих-католиков в столице строятся новые храмы и часовни. Постепенно в столицу перемещаются и основные учреждения Католической Церкви. Католическая церковь занимает важное место во внутренней и внешней политике Российской империи.
Еще в конце XIX века в столицу по указанию императора Павла I переселяется глава Католической Церкви в России митрополит Станислав Богуш-Сестренцевич.
В 1846 году у наследников поэта и государственного деятеля Гаврилы Романовича Державина была приобретена его усадьба на набережной реки Фонтанки. К основному зданию усадьбы примыкал земельный участок, протянувшийся от набережной Фонтанки до улицы 1-ая рота Измайловского полка (в настоящее время 1-ая Красноармейская улица). К середине XIX века парковый участок был сильно запущен. Половина его превращена в огород. В здании усадьбы разместилась Римско-католическая духовная коллегия. Земельный участок был благоустроен и превращен в сад, получивший у горожан название «Польский садик», поскольку среди духовенства и верующих преобладали поляки.
Еще ранее в Петербург из Вильно в 1842 был переведен богословский факультет местного университета, преобразованный одновременно в Духовную академию. В этом же году было принято решение о перемещении из Могилева в столицу Духовной семинарии.
Со второй половины XIX века Петербург становится центром имперского католичества. В начале 1870-х годов в Санкт-Петербурге создается резиденция митрополита Католической Церкви. Александр П пожелал иметь католического митрополита в столице империи, чтобы оказывать большее влияние на Церковь. Местом размещения резиденции было избрано здание, граничащее с принадлежащим Церкви участком. Это здание, выходившее фасадом на 1-ую роту Измайловского полка (в настоящее время 1-ая Красноармейская ул.), было приобретено у губернатора города и перестроено для Архиепархиального управления (консистории).
Несмотря на то, что вопрос о переносе резиденции митрополита в Санкт-Петербург еще не был окончательно решен, в 1870 году началось строительство храма, который был предназначен для совершения богослужений митрополитом, а также для нужд сотрудников Духовной коллегии и консистории Могилевской архиепархии.
Comentários