top of page

ПОЧЕМУ Я НЕ УЧАСТВУЮ В МЕССЕ ОНЛАЙН

Совсем скоро будет месяц, как я последний раз приняла участие в Святой Мессе. И вот уже много дней большинство прихожан могут смотреть Мессу только онлайн. А выбор огромный. Хочешь, включи трансляцию из своего родного прихода или отправляйся в Ватикан, можешь выбирать по священнику, стране, региону, красоте храма, в конце концов. Сразу были озвучены правила участия, послышались радостные возгласы о высокодуховности и благодати такого участия, восторг от этой возможности и поиск позитивно-оптимистической мотивации происходящих событий с осуждением тех, кого этот ванильный трепет обошел стороной. Одновременно с этим во всех католических группах транслировалась мысль: если тебе больно из-за того, что ты лишился участия в Литургии, значит...и тут снова целый арсенал для выбора, например:

- У тебя нет молитвенной жизни кроме храма, есть над чем подумать!

- Мы не ценим таинство Евхаристии, участие в Литургии, относимся обыденно. Теперь будем ценить больше! (Подобные фразы звучат именно в формате «мы», но кто эти «мы» нигде и никак не раскрывается).

- Ты не понимаешь, что Господь везде и специальное место для встречи не нужно.

Список можно продолжать очень долго. Складывается впечатление, что каждый на исповеди должен не забыть упомянуть «новые грехи»: плакала из-за невозможности участвовать в Мессе, смотрела Мессу в записи, а не онлайн, недостаточно прониклась или (о! ужас!) совсем не смотрела и не участвовала.

По прошествии месяца я могу сказать, что прошла все стадии принятия сложившейся ситуации: отрицание, обиду, переговоры, депрессию и принятие.

Дар веры – это самый ценный дар в моей жизни. Однажды Господь привел меня в мой приход во время Мессы, чтобы я пришла в Церковь и ответила на Его любовь, чтобы научилась доверять и менять свою жизнь, объединяясь с Ним в молитве. И это единение никуда не исчезло. Ежедневное чтение Слова Божьего и молитва, молитва Розария, во время Великого Поста молитва Крестного Пути – это то, что наполняет сегодня мою жизнь. Но это не что-то новое, что пришло на замену Мессы и Адорации, не какие-то открытия, связанные с самоизоляцией, эта та часть жизни, которую другие люди «отобрать» не могут, это будет со мной. Мое принятие не значит, что я не жажду приклонить колени на Адорации или готова жить без таинств Исповеди и Причастия. Но я ценю, что имею сегодня, понимаю, чего лишилась, и очень хочу обрести это вновь. А пока я могу каждый день говорить Господу о той безграничной Любви, которая есть в моем сердце, о той жажде Евхаристии, которая во мне и то же время в испытании совести сокрушаться о грехах.

А еще я перестала читать «подбадривающие» посты и отложила анализ меняющихся позиций на потом.


Сейчас я знаю, что ситуация болезненна не только для меня, не участвую в Мессе онлайн не только я. А духовная жизнь возможна и без «участия» в трансляциях.

Мое отношение к этому формату сейчас изменилось. Сначала все призывы и комментарии вызывали достаточно неприличные и грубые ассоциации: когда ты хочешь любви, а тебе предлагают посмотреть по телевизору эротический фильм, и удивляются, как ты можешь быть недовольна. Присоединяйся! Участвуй! …Видимо, всеобщее понуждение к просмотру очень сильно повлияло.

Сейчас я не могу сказать, что трансляции – это что-то плохое, напротив, заглянуть в свой приход, вспомнить, как оно было и посмотреть, как есть сейчас, слегка поддерживает и помогает, когда хочется послушать проповеди. А на Пасху трансляция помогла украсить праздник дома. Вижу ли я в этом духовную составляющую? Пожалуй, нет. И для меня просмотр видео (даже онлайн) не является участием в Святой Мессе. В какой-то степени такой формат помогает чувствовать тебя частью прихода, напоминает, что ты не оторван. Но и тут мне ближе другие пути – молитва о священниках и прихожанах, посильная помощь, пожертвования…


А закончу, пожалуй, словами Папы Франциска из сегодняшней проповеди: «Верующие оказались в сложной ситуации, не имея возможности участвовать в богослужениях; они могут принимать лишь духовное причастие. Мы должны выйти из этого туннеля, чтобы снова сойтись вместе, ибо такая Церковь рискует стать «виртуальной»» присоединяясь к молитве «дабы Господь научил христиан сокровенной близости и дружбе с Ним, но в настоящей Церкви, - с Таинствами и со святым Народом Божьим».


Ирина




Comments


bottom of page