Собор до создания прихода
Часть 2. "Строительство и освящение храма"
Материал подготвила Наталия Корюкаева
В историческом очерке использованы документы Российского государственного исторического архива и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга
Собор Успения Пресвятой Девы Марии как архикафедральный, был отнесен к 1-му классу церквей и ему, как приемнику Могилевского собора полагался установленный в 1842 голу большой штат священников и обслуживающего персонала. Но государственная казна, из которой осуществлялось финансирование Церкви, денег отпускала мало, и, фактически, службу в храме несли 3-4 викарных священника. Им помогали ризничий с 3 помощниками, органист, настройщик органа, сторож. Надзор за богослужениями в храме и его имуществом осуществлял назначаемый митрополитом препозит сначала, из членов Духовной коллеги, а затем, после переезда на 1-ую Роту Духовной семинарии ее ректор. Большое количество священников объяснялось тем, что, несмотря на то, что храм не был приходским, его посещало большое количество верующих разных национальностей, что в первую очередь было связано с местоположением храма. Богослужения в нем посещали воспитанники близлежащих учебных заведений: Института гражданских инженеров, Технологического института, Корпуса путей сообщения. Неподалеку от собора находились казармы Измайловского, Семеновского, Егерского полков, Артиллерийской бригады, где среди «нижних чинов» и офицеров были католики. На близлежащих к храму улицах проживало много рабочих, приехавших на работу на возникавшие в конце Х1Х века предприятия в районе Обводного канала, Московской и Нарвской заставах из Западных губерний России и исповедовавших католическую веру.
Одновременно со службой в соборе священники являлись преподавателями Закона Божьего в учебных заведениях Санкт-Петербурга. В основном это были выпускники Санкт-Петербургской архиепархиальной семинарии. Первым препозитом был назначен прелат Врублевский, затем на этой должности были прелаты Колкевич, Станкевич, каноники Свидерский, Денисевич, Эрдман.
Архивные документы сохранили и имена священников, работавших в соборе: Петр Гриб, Никодим Янушкевич, Юлиан Матусевич, Иоанн Круковский, Павел Ходкевич и другие.
В августе 1873 года на службу в собор были приняты 5 мальчиков-певчих, сирот из бедных семей. Они жили в храме. В их обязанности входило прислуживание на мессах, обучение музыке и пению у органиста. Днем они учились в епархиальном училище митрополита Сестренцевича при храме Святого Станислава.
Содержать храм помогали значительные пожертвования верующих различных национальностей и социальных групп.
В 1876 г. в собор были перенесены мощи Святого Флориана-мученика, Святого Григория Нирианзенского, Иоанна Кентского, Фаддея-Апостола, Станислава-епископа-мученика, Казимира и Станислава Костки исповедников.
Поскольку храм был построен в очень короткие сроки, что сказалось на качестве проведенных работ, его приходилось часто ремонтировать.
Первые ремонтные работы были осуществлены 1878-1879 годах. По проекту архитектора Воротилова было выполнено возвышение крыши и лепные работы. Художником-декоратором Сергеем Ивановичем Садиковым расписаны интерьеры храма и под его руководством произведена заново окраска наружных стен.
В выходные и праздничные дни на мессы приходило одновременно свыше 1000 человек, в то время как храм мог вместить не более 750. Люди стояли на лестнице, ведущей в храм, у дверей здания консистории.
В 1891 году было принято решение о расширении собора. Автором проекта расширения храма стал архитектор Антон Доминикович Фиалковский. Проект предусматривал создание дополнительных площадей за счет перепланировки и строительства боковых приделов. Работы осуществлялись в 1896-1897 годы. Вместимость храма увеличилась с 750 до 1500 человек. Фиалковский, расширяя здание, пристроил к нему боковые приделы, которые освятил 23 декабря 1897 года епископ Карл Недзялковский. Роспись в этих приделах произвел „в романском стиле“ художник Николай Александрович Александров.
Количество верующих, посещающих храм постоянно росло. Богослужения в воскресные и праздничные дни совершались каждые час- полтора. Велись они на традиционных для католических приходов Петербурга латинском, русском, польском языках.
Литовцы долгое время не составляли отдельной общины. Большинство из них посещало польские церкви. В то же время литовские католики не отождествляли себя с поляками. У них были свои священники, читавшие проповеди на родном языке и занимавшиеся обучением детей. Многие литовцы Петербурга были прихожанами кафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии. Там же работало большинство литовских священников. Предметом гордости литовцев являлся то факт, что митрополит Станислав Сестренцевич-Богуш был литовцем.
Вскоре после открытия храма после ремонта в начале 1898 года к Могилевскому митрополиту обратилась группа рабочих-литовцев. Они просили организовать богослужения на литовском языке, так как число литовцев, постоянно проживающих в Петербурге в 1897 году достигло 10000 человек, и большая часть их была сосредоточена в районе собора Успения Пресвятой Девы Марии. Русским языком литовцы владели плохо. По распоряжению митрополита в выходные и праздничные дни с 1898 года совершалась месса и на литовском языке.
15 июня 1900 года был подписан Указ императора Николая II о приспособлении архиепархиального дома для нужд епархиальной духовной семинарии. Могилевская консистория переехала в здание Римско-католической духовной коллегии на набережной реки Фонтанки 118, а в здании на 1-ой роте разместилась семинария.
В 1901 началось новое расширение собора по проекту Воротилова. Оно закончилось освящением, произведенным 14 сентября 1902 митрополитом Болеславом Клопотовским. Дополнительные росписи исполнил А. Я. Боровский.
Комментарии